Рус EN

Господдержка кинематографа в СНГ

22 декабря 2011, 11:01
Господдержка кинематографа в СНГ

В предновогоднем номере предлагаем вам ознакомиться с результатами государственной поддержки кинопроизводства в таких странах СНГ, как Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Россия и Украина, а также не входящая в СНГ Грузия.

В странах СНГ государственная поддержка кинопроизводства осуществляется через министерства культуры, а также организации, находящиеся в ведомстве министерства или непосредственно правительства страны. Государство поддерживает производство проектов, соответствующих установленным на основе национального законодательства и международных договоров критериям, позволяющим получить статус национального фильма.

АЗЕРБАЙДЖАН

В Азербайджане кинопроекты проходят отбор для получения государственной поддержки в рамках отдельных конкурсов в зависимости от жанра. В 2011 г. в Азербайджане при господдержке запущено в производство семь полнометражных фильмов. Кроме того, в производстве находятся пять документальных фильмов, две анимационные ленты и шесть короткометражных игровых фильмов. 

Общий бюджет государственной поддержки производства национальных фильмов в 2011 г. составил 6,5 млн. манат (около $8,26 млн.). 63% от общей суммы средств, выделенных на производство фильмов в течение этого года, пришлось на фильмы дебютантов. Проекты, производство которых осуществляют государственные студии «Азербайджанфильм», «Салнаме», «Яддаш», «Азанфильм», финансируются государством в полном объеме. Участие государства в производстве одного полнометражного игрового фильма составляет в среднем $1,25 млн. Независимым кинопроизводителям предоставляется от 25 до 50% бюджета картины.

Кинопрокат как национальных, так и зарубежных фильмов в Азербайджане пока невозможен, поскольку в стране практически не осталось кинотеатров, предоставляющих комфортные условия для зрителей и оснащенных оборудованием для кинопоказа. 

АРМЕНИЯ

В осуществлении государственной культурной политики правительства Армении в области киноискусства участвует созданная в 2006 г. государственная некоммерческая организация (ГНО) «Национальный киноцентр Армении», которая является преемником основанной в 1923 г. «Киностудии «Арменфильм» имени Амо Бекназаряна». Деятельность киноцентра осуществляется в рамках четырех основных целевых программ: «Производство кинокартин», «Осуществление национальных кинопроектов», «Услуги по сохранению кино-фото-фоно сборника», «Обеспечение участия в международных фестивалях и кинорынках». Финансирование программ осуществляется через министерство культуры.

В 2011 г. для реализации указанных выше программ было выделено в общей сложности около $1,13 млн. бюджетных средств: на производство игровых фильмов – 286 410,7 тыс. драм (около $745 тыс.), на производство мультипликационных фильмов – 112 096,6 тыс. драм (около $292 тыс.), на формирование и сохранение кино- и фотофоносборника – 2871,5 тыс. драм (около $7,5 тыс.), на обеспечение участия в кинофестивалях и кинорынках – 32 600,0 тысяч драм (около $85 тыс.). 

В Армении полноценно функционирует лишь один кинотеатр. Поэтому о коммерческом прокате картин пока и речи быть не может. 

БЕЛАРУСЬ

До недавнего времени государственная поддержка национального кинопроизводства в Беларуси выражалась исключительно в финансировании деятельности киностудии «Беларусьфильм» из госбюджета.

С целью стимулирования развития кинопроизводства в стране, в том числе за счет привлечения в отрасль частного капитала путем повышение заинтересованности производителей и продюсеров в коммерческом успехе фильмов, снятых с государственной финансовой поддержкой, президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко 5 декабря 2011 г. был подписан указ №567 «О мерах по государственной поддержке и стимулированию развития кинематографии». Указ вступает в силу с 1 января 2012 г.

трех лет со дня начала его проката посмотрят более 80 тыс. зрителей (за исключением

Ключевое значение в повышении самоокупаемости национальной кинопродукции имеет выполнение государственной программы «Культура Беларуси» на 2011–2015 гг., которая предусматривает выполнение до 2015 г. капитальных ремонтов зданий кинотеатров, их модернизацию в соответствии с современными требованиями: оборудование системами объемного звучания Dolby Digital и оборудованием для цифрового кинопоказа. 

ГРУЗИЯ

Закон Грузии «О государственной поддержке национального кинематографа» принят еще в декабре 2000 г. Правда, реальная работа в этом направлении началась в 2003 г. после создания Национального ценра кинематографии Грузии (National Film Center, официально создан весной 2001 г., но до 2003 г. не получал из бюджета средств на поддержку кино) – главного госоргана страны, ответственного за отбор кинопроектов, подпадающих под определение «национальный фильм», выделение средств на их производство, дальнейшее продвижение и дистрибуцию, а также за популяризацию грузинского кино в мире. В 2011 г. около 70% от общего бюджета Нацкиноцетра, составившего $2,4 млн., было потрачено на национальное кинопроизводство.

Летом 2011 г. Грузия стала 36-м членом Фонда поддержки европейского кино Eurimages («Евримаж») Совета Европы. В 2011 г. средства от Eurimages получил проект «Чайка» (Seagull), режиссером которого выступит испанец Мигель Анхель Хименез (Miguel Ángel Jiménez). Производством картины будут заниматься испанская студия Kinoskopik, российская «Ибрус», грузинская CINETECH и французская Eaus Vives. Грант на фильм от Eurimages составил €210 тыс. 20% общего бюджета взяла на себя Грузия – еще в начале этого года картина получила поддержку в размере €110 тыс. от Национального киноцентра.

Картины производства Грузии имеют большую популярность в национальном кинопрокате. В стране полноценно функционируют всего пять кинотеатров, в которых прокатываются не только коммерческие картины частных грузинских киностудий, такие как «Пять дней в августе» (США, Грузия, 2011 г.), но и артхаусные проекты, как «Другой берег» (Грузия, Казахстан, 2009 г.). 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Можно смело утверждать, что в большинстве стран СНГ за 20 лет независимости система государственной поддержки национального кинопроизводства успела более или менее сформироваться. У каждой из систем в рассмотренных в данном обзоре странах, безусловно, есть как свои очевидные достоинства, так и недостатки (в полемику относительно этого вопроса мы сознательно не вступаем). При этом одной из явных тенденций последних лет является постепенное вытеснение монополии государственных киноорганизаций на получение финансирования из бюджета страны. Большинство стран взяли курс на совместное производство кинопроектов, руководствуясь европейским опытом. Россия и Грузия уже стали членами Eurimages, а Украина заявила о своем желании присоединиться к фонду в обозримом будущем.

К сожалению, на карте СНГ достаточно консервативными и закрытыми рынками в плане кинопроизводства пока остаются такие страны, как Молдова, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан. Продакшн-индустрии этих государств развиты несколько слабее по сравнению с описанными в сегодняшнем обзоре странами (за исключением разве что Узбекистана, где кинопроизводственный рынок не уступает ни Азербайджану, ни тем более Армении). Тем не менее определенные (и достаточно ощутимые) шаги для развития и популяризации национального кино предпринимаются и там (взять, к примеру, молодые и недавно созданные фестивали в том же Узбекистане и Кыргызстане). Но о кинопроизводственных рынках и господдержке в этих странах мы расскажем детальнее уже в следующих номерах CR.

Полный текст статьи можно прочитать, оформив подписку на издание Content Report

ТОП-новости № 25

Завершены съемки самого высокобюджетного казахского кинофильма

В декабре 2011 г. казахская кинокомпания Khazar Pictures завершила съемки полнометражной драмы под званием «Весь мир у наших ног». В производстве этой картины с предварительным бюджетом $30 млн. участвуют также голливудские продюсеры и актеры. В прокат, в том числе международный, «Весь мир у ваших ног» планируется выпустить весной 2012 года. 

Документальная лента «Поцелуй Путина» отправилась в Северную Америку

Американский независимый дистрибутор Kino Lorber приобрел права на территории Северной Америки на документальный российско-датский копродакшн о жизни в России под названием «Поцелуй Путина», отображающую устройство страны при политических «стычках» Владимира Путина и его оппонентов.

В Украине снимут первый отечественный сериал о работе спецслужб

Украинская продакшн-компания ISTIL Studios приступила к съемкам нового многосерийного телевизионного проекта «СБУ. Спецоперация». Съемки стартовали 17 декабря. Проект производится по заказу телеканала «Интер», в эфире которого он появится уже весной 2012 года.

Украинский медиаменеджер возглавил российский телеканал

Генеральным директором телеканала «ТВ3», входящего в состав российского медиахолдинг «ПрофМедиа», назначена Дарья Фиалко, ранее занимавшая должность генерального продюсера телепроектов группы компаний Star Media. Она приступила к исполнению своих обязанностей 15 декабря 2011 г. 

Виктория Забулонская: «Мы разработали схему, которая позволяет заниматься параллельно большим количеством проектов сразу при сравнительно небольшом штате»

Генеральный продюсер созданной в этом году в Украине продакшн-компании Sisters Production Виктория Забулонская не жалеет, что ушла с «Нового канала». Теперь ей работается азартнее и интереснее. Сам же продакшн получает достаточно много заказов (в большинстве своем от канала «1+1») на производство различных телевизионных шоу. О структуре компании, особенностях работы, планах на будущее и о многом другом Виктория рассказала в эксклюзивном интервью Content Report. 

Также читайте в № 25

- На киностудии RWS-Санкт-Петербург началась подготовка к съемкам студенческого полнометражного фильма «Квартирка».

- «Первый канал» приобрел у британского дистрибутора Fremantle Media права на локальную адаптацию телевизионного формата Total Blackout.

- Российская кинокомпания «Новые люди» начала подготовительные работы к съемкам полнометражной детской картины «Страна хороших деточек».

- Телеканал «Перец» купил у украинской компании FILM.UA Distribution права на реалити-шоу «Джентльмены на даче».

- Российская кинокомпания «Всемирные Русские Студии» и группа компаний «ВайТ Медиа» 12 декабря завершили съемки 16-серийной комедии «ЧугунскStyle».

- Украинская продакшн-компания Sisters Production приступает к производству локальной версии шоу по американскому формату Mobbed.

- Компания Panasonic анонсировала выпуск нового FullHD камкодера AG-AC160.

- Российский режиссер Евгений Бедарев завершил съемки 12-серийного фэнтези «Пока цветет Папоротник».

-Украинский телеканал «СТБ» приобрел права на локальную адаптацию американского телевизионного формата «Великий художник» (Work of Art: The Next Great Artist).

- Кинокомпании «Мостелефильм» и «Киевтелефильм»  приступили к съемкам 2-серийной телевизионной мелодрамы «Стань мной».

- В Нью-Йорке прошел Израильско-русский кинофестиваль

- 16 декабря российская группа компаний «ВайТ Медиа» объявила о начале съемок нового развлекательного шоу «Горячие мамочки» для телеканала «МУЗ ТВ».

- Гран-при фестиваля «Сталкер» получила картина «Сибирь. Монамур».

- Глобальные кадровые перестановки в «СТС Медиа».

- И многое другое.

Content Report

Регулярное информационно-аналитическое электронное издание о производстве и дистрибуции аудиовизуального контента в Украине, России и странах СНГ. Полный обзор процессов на рынке за две недели. Аналитические материалы, актуальные интервью. распространяется в электронном виде два раза в месяц.

Content Report № 25 (22 декабря - 11 января 2012 г.).

Подписаться на издание