Рус EN

Кинематограф Азербайджана

4 декабря 2017, 12:42
Кинематограф Азербайджана

Редакция Content Report продолжает цикл обзоров, посвященных состоянию, проблемам и перспективам кинопроизводственных отраслей стран бывшего Советского Союза. И в этот раз мы хотим рассказать о ситуации в Азербайджане, а именно о том, что происходит на рынке продакшна и дистрибуции в сфере старого доброго кинотеатрального проката.

Зарождение национального кино

Летопись азербайджанского кино начинается с 1923 года, когда в Баку открылась первая кинофабрика как инструмент пропаганды большевиков. Но местные историки утверждают, что первой вехой локального развития кино стал момент, когда в 1898 г. фотографом Александром Мишоном на люмьеровскую камеру впервые было снято несколько документальных сюжетов на такие местные темы, как «Пожар нефтяного фонтана в Биби-Эйбате» и «Нефтяной фонтан в Балаханах», а также одна игровая юмористическая кинозарисовка, которая называлась «Попался». Зрителям эти фильмы были показаны на специально организованном киносеансе 2 августа того же года. В 2000 г. эту дату выделили красным в календаре как «День национального кино» Азербайджана, и празднуют ежегодно.

В целом со времени зарождения кино в Азербайджане было снято около 240 полнометражных и более 100 короткометражных художественных фильмов, также свыше 1200 документальных и около 100 мультипликационных лент.

Наше время: фестивальные успехи

Вывод азербайджанского кино на мировой кинорынок – одна из основных задач, прописанных в «Государственной программе развития азербайджанского кино на 2008–2018 годы». И до принятия программы, и во время ее действия имели место фестивальные успехи.

Так, в 2006 г. фильм Эльчина Мусаоглу «Стеклянные куклы», производством которого занималась RITM Production, получил золотую награду на Al Jazeera International Television Production Festival.

Одним из самых успешных с фестивальной точки зрения является картина «Участок» (SAH , Грузия, Азербайджан, 2010 г.) режиссера Ильгара Сафата совместного производства киностудии «Нариманфильм» (Азербайджан), «Грузияфильм» и «Багирафильмс» (Грузия) при финансовой поддержке Министерства культуры и туризма Азербайджана. В 2010 году фильм был номинирован на «Оскар», а в 2011 г. в США лента была удостоена премии California Golden Awards, а азербайджанский актер Тимур Одушев, сыгравший в картине одну из главных ролей, стал обладателем премии на 32-й Annual Young Artist Awards в номинации «Лучший актер первого плана в иностранном фильме». Фильм получил и другие награды. В частности, специальный приз жюри на Международном фестивале кинооператоров «Золотой глаз» в 2010 г.; приз за лучшую операторскую работу на 2-м Международном Трускавецком кинофестивале «Золотая пектораль»; наградой «За успешный дебют в полнометражном художественном фильме» на 11-м Тбилисском Международном кинофестивале; на 6-м Кипрском Международном кинофестивале Заза Безашвили получил приз «Золотая Афродита» за лучшую мужскую роль в художественном фильме; а на Международном кинофестивале «Надежда» (Санкт-Петербург) картина стала обладателем главного приза.

Наше время: продакшн-рынок

Несмотря на фестивальные успехи, в начале нового века сама ситуация на продакшн-рынке страны оказалась весьма неоднозначной. Так, государство постепенно превратилось в главный и чуть ли не единственный источник финансирования, что положительно отражалось на донесении традиций и сохранения наследия в создаваемых кинопроектах. В то же время пришло новое поколение, которое понимает, что успех лент зависит от понимания национального кинематографа жителями и других стран, а значит, это требует производства контента с потенциалом для продажи за рубеж.

Локации и павильонные мощности

Если говорить о локациях для съемок кино, то Азербайджан собрал все возможные ландшафты: больше половины его территории занято горами, но есть и низменности, и равнины. Самая высокая точка страны – гора высотой 4466 метров над уровнем моря, а самая низкая – на 28 метров ниже уровня моря. С горных высот к морю растянулись почти все климатические зоны: из 11 известных в Азербайджане есть девять.

Кинотеатральные сети...

Прошло уже пять лет с тех пор, как мы писали о кинопрокатной стороне Азербайджана, и в стране наметилась положительная тенденция. А именно здесь становится больше кинотеатров и залов. Так, если в 2012 г. кинотеатры были сконцентрированы исключительно в столице, Баку, и насчитывалось лишь 15 залов с 1845 местами, то в настоящее время (по состоянию на 29 октября) количество залов увеличилось до 65-ти, а мест – до 8177.

...и прокат

Контроль за деятельностью кинотеатров и выдача прокатных лицензий осуществляются сектором кинематографии Министерства культуры и туризма. Но вот проанализировать рынок кинодистрибуции весьма сложно, а иногда и вовсе невозможно ввиду закрытости данных как отдельных прокатчиков, так и всего сектора в целом.

Послесловие

Ввиду непрямого получения прав на прокат иностранных лент в Азербайджане стараются планировать релиз одновременно с выходом фильма на родине, например, в США. Дело в том, что, во-первых, так подогревается интерес местных жителей, а во-вторых, ситуация с пиратством хуже, нежели, к примеру, в России – пиратские копии с понятной всем русской звуковой дорожкой становятся доступны быстрее, а контролировать пиратов некому. В Азербайджане действует исключительно Агентство по авторским правам, которое везде попросту не успевает. А судиться с пиратами нет времени – интерес к фильму уже пропадет.

На объеме кассовых сборов сказывается и девальвация национальной валюты, маната. Поэтому, даже несмотря на увеличение посещаемости кинотеатров, о котором говорят последние два года, доход прокатчиков сократился, поскольку оплата прав осуществляется в долларах.

Полный текст статьи можно прочитать, оформив подписку на издание Content Report.  

 

ТОП-новости № 24

«ДОНБАСС»
Украинская кинокомпания «артхаус трафик» приступает к работе над полнометражной военной драмой «донбасс». Картина находится в подготовительном периоде.

FILM.UA

24-серийная семейная сага «Дом с лилиями» производства FILM.UA и «Фаворит-Фильм» стала доступна на сервисе Amazon Prime для подписчиков в США, Канаде, Великобритании, Ирландии, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африке с английскими субтитрами.

SOLAR MEDIA ENTERTAINMENT

Кинотеатральные права на украинскую комедию «DZIDZIO Контрабас» производства компании Solar Media Entertainment проданы в Китай.

UA FORMATS

Латвийский канал TV3 приступил к адаптации третьего сезона реалити «Хата на тата» (Daddy’s House) – формата, разработанного украинским телеканалом СТБ. Для международной дистрибуции формат представлен в каталоге UA Formats. Отметим, что права на формат также проданы в Польшу и Латвию.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ УКРАИНЫ

На должность заместителя исполнительного директора украинской Национальной общественной телерадиокомпании назначен Михаил шматов.

 

Также читайте в № 24

  • Казахстанская кинокомпания «13 Продакшн» работает над съемками 16-серийной комедии «Киберзащитники»
  • Украинская продакшн-компания «Дизель студио» совместно с телеканалом ICTV завершила съемки 16-серийной комедии «Папаньки»
  • Российская кинокомпания Yellow, Black and White приступила к съемкам второго сезона 20-серийного комедийного сериала «Ивановы – Ивановы»
  • Украинский телеканал «1+1» работает над съемками восьмого сезона вокального шоу «Голос страны»
  • Российский телеканал «Пятница» работает над шестым
  • сезоном социального реалити-шоу о качестве сервиса в от- елях и ресторанах «Ревизорро»
  • Азербайджанский режиссер Сагалара Тюрбеева завершила съемочный процесс документального фильма «Молокане. Кабристан»

  

Content Report

Регулярное информационно-аналитическое электронное издание о производстве и дистрибуции аудиовизуального контента в Украине, России и странах СНГ. Полный обзор процессов на рынке за две недели. Аналитические материалы, актуальные интервью. Распространяется в электронном виде два раза в месяц.

 

 

 

Content Report № 24 (16 ноября - 30 ноября 2017 г.).

Подписаться на издание