Рус EN

Телевизионный рынок Кыргызстана

12 марта 2018, 13:30
Телевизионный рынок Кыргызстана

Зарождение кыргызского телевидения и общественного вещания

Отсчет принято вести с декабря 1958 г., когда была сдана в эксплуатацию Бишкекская телестудия со 194-метровой телевизионной вышкой, и уже 8 декабря 1958 года вышла первая телевизионная программа на кыргызском ТВ. В первое время телевизионный сигнал кыргызского ТВ выходил в эфир всего 4 раза в неделю, продолжительность суточной программы составляла один час, передачи транслировались в черно-белом изображении на кыргызском и русском языках. К 1979 г. покрытие телевизионного вещания охватывало почти все населенные пункты Кыргызстана. В годы перестройки телевидение пропагандировало решения партии по обновлению всех сторон жизни и руководствовалось провозглашенным курсом гласности.

21 февраля 1991 г. президент Кыргызской Республики подписал указ об образовании Государственной телерадиовещательной компании Кыргызской Республики. В соответствии с данным указом любым партийным организациям, министерствам и ведомствам запрещалось какое-либо вмешательство в производственную деятельность телекомпании. Журналисты обрели демократическую возможность освещать происходящие события и явления. За сравнительно короткий период в республике появляется несколько частных телерадиокомпаний – «Пирамида», «Асман», «КООРТ», «ВОССТ», НБТ и др. Происходит зарождение рекламного рынка. Телеканалы финансируются за счет коммерческой рекламы, выполнения творческих заказов и услуг, спонсорских взносов.

С января 2001 г. в ведение Гостелерадиокорпорации входят: Государственное телевидение и радиовещание, Республиканский Телерадиоцентр, Чуйская, Ошская, Жалал-Абадская, Таласская, Нарынская, Ысык-Келская областные телерадиокомпании и студия «Кыргызтелефильм».

В 2010 году после апрельской революции по требованию общества корпорация приобрела статус Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики. А через полтора года был принят закон «Об Общественной Телерадиовещательной Корпорации Кыргызской Республики», согласно которого корпорация является государственной телерадиовещательной организацией, имеющей статус общественного вещателя: была создана новая форма организации, в которой органами управления являются Наблюдательный совет и Генеральный директор.

Общенациональные общественные каналы

Общественная телерадиовещательная корпорация осуществляет вещание каналов «ОТРК», ЭлТР с подканалом «Наука и образование», «Мир», «Пятый канал» и «Пирамида».

«ОТРК»/«КТРК» – государственный телеканал, предлагает программы на разную жанровую тематику, посвященные истории и актуальным проблемам сегодняшнего дня, а также политической и культурной жизни страны и мира. П1рядка 70% контента – оригинального производства.

«ЭлТР» доступен для просмотра на большей части Евразийского континента любому желающему ознакомиться с информационным пространством Кыргызстана. Более 80% эфирной сетки вещания составляют телепрограммы на государственном языке.

Основной источник ТВ-сигнала

В настоящее время уровень технического проникновения телевидения в Кыргызстане достигает 97% населения, но 79% жителей страны используют телевидение в качестве основного источника получения информации. При этом около 40% населения страны имеет доступ к 11–30 телеканалам. И около 50% населения, которые в основном проживают в северных регионах страны, – к 31-100 телеканалам.

Цифра

Вещание цифрового телевидения на территории Кыргызстана в стандарте DVB-T2 и спутникового стандарта телевещания DVB-S2 было официально запущено 6 ноября 2014 г. И, согласно договору «Женева-2006» о переходе на цифровое вещание, окончательно отказаться от аналогового сигнала Кыргызстан планировал к 17 июня 2015 г. Но не успел.

Тем не менее 15 мая 2017 г. Кыргызстан (оператором сети цифрового вещания выступила компания «Кыргызтелеком») все-таки перешел на цифровое наземное вещание, которое стало наиболее популярной платформой доставки ТВ-сигнала – его предпочитают 87,5% жителей, при этом в 26% случаев они принимают сигнал через встроенные в телевизор тюнеры, а остальные – через ресиверы. Среди городского населения доступ к «цифре» имеют 79%, среди сельского – 93%. Наконец, 4,5% населения планирует подключить доступ к цифровому наземному телевещанию в ближайшие полгода, и 8% населения этого делать не планируют, в основном из-за пользования услугами провайдера, который предоставляет доступ к платному ТВ.

Кабель и спутник

Что касается рынка кабельного и спутникового телевидения в Кыргызстане, то, очевидно, их доля сократилась. Кабельное и так не пользовалось особой популярностью, поскольку было доступно исключительно жителям города, и оно не было дешевым. А спутниковое, которое было более доступным, нежели кабельное, серьезно уступало наземному ТВ еще тогда, когда вещание осуществлялось в аналоге – достаточно обратить внимание на указанные выше в диаграмме показатели 2016 г., когда аналог еще был, и 2017 г., когда был осуществлен полный переход на DTT.

Кто популярнее?

Прошло около трех лет с тех пор, как мы писали о телевизионном рынке Кыргызстана в последний раз, но по телевизионным измерениям в стране ничего не изменилось – все показатели популярности того или иного канала не определяются в зависимости от конкретного результата смотрения той или иной программы в заданный период времени (как у нас это делается с помощью пиплметров), а рассчитываются на основе интервьюирования телезрителей. Это, очевидно, не дает возможности отследить показатели каждого интересующего проекта на любом из каналов, а скорее отображают лишь общие контуры общей картины расстановки сил на фактически начинающем формироваться рынке кыргызского ТВ.

Стоит отметить, что, как и в 2015 г, среди полнометражных художественных фильмов наиболее популярны голливудские киноленты.

Полный текст статьи можно прочитать, оформив подписку на издание Content Report.  

 

ТОП-новости № 5

FILM.UA GROUP

В рамках Европейского кинорынка украинская группа компа- ний FILM.UA Group заключила сделку с компанией Bohemia Motion Pictures о продаже всех прав на показы анимационного фильма «украденная принцесса: руслан и людмила» про- изводства Animagrad, FILM.UA Group и фэнтези «сторожевая застава» производства Kinorob в Чехии и Словакии.

«МАРС МЕДИА»

Российская компания «Марс Медиа» заключила ряд сделок с американской компанией Amazon Prime. В США станут до- ступны для просмотра сериалы «Марс Медиа» «Екатерина», «Григорий р.», «Второе зрение», «Снайперы: любовь под прицелом» и «Боевая единичка».

NETFLIX

В рамках Европейского кинорынка (EFM) американский стри- минговый сервис Net ix объявил о заключении с компани- ей Alpha Violet сделки по приобретению российской драмы «довлатов». Картина будет доступна на англоязычных тер- риториях, в частности в США, Канаде, Австралии, Велико- британии, Ирландии. Лента также будет доступна в странах Скандинавии.

PLANET NEMO

Французская компания Planet Nemo взяла на международную дистрибуцию анимационную ленту «Гурвинек и волшебный музей» копродукции России, Чехии и Бельгии.

VIASAT WORLD

Компания Viasat World приобрела права на трансляцию доку- драмы «Настоящая война престолов: История Европы» (the real War of thrones: a History of europe) на территорию России.

 

Также читайте в № 5

  • Новым главой Союза кинематографистов Казахстана избран Ермек Турсунов.
  • Компания Canon анонсировала выход компактной системной камеры EOS M50 – первой беззеркальной модели Canon, способной вести видеосъемку в формате 4К.
  • Российская кинокомпания «Амедиа Продакшн» совместно с кинокомпанией IKa lm приступила к съемкам 10-серийной криминальной драмы «Проспекты».
  • Группа компаний Star Media работает над съемками 4-серийной мелодрамы «тень любви».
  • Украинский «Новый канал» приступил к работе над пятым сезоном сериалити «Киев днем и ночью».
  • Российский телеканал «ТВ-3» готовит новое развлекательное шоу «Шерлоки».
  • Украинская продакшн-компания TeenSpirit Studio завершает работы над 17-м сезоном тревел-шоу «Орел и решка. Морской сезон».
  • Казахстанская кинокомпания Pve Production работает над съемками короткометражного исторического фильма «Алия – дитя великой степи».

 

Content Report

Регулярное информационно-аналитическое электронное издание о производстве и дистрибуции аудиовизуального контента в Украине, России и странах СНГ. Полный обзор процессов на рынке за две недели. Аналитические материалы, актуальные интервью. Распространяется в электронном виде два раза в месяц.

 

Content Report № 5 (23 февраля - 9 марта 2018 г.).

Подписаться на издание