Рус EN

Телевизионный рынок Беларуси

2 июля 2018, 16:46
Телевизионный рынок Беларуси

С момента распада Советского Союза Беларусь остается одним из крупнейших телевизионных рынков после Украины, однако при этом он, как и прежде, едва ли не самый закрытый для зарубежных вещателей. Единственное исключение – российские телеканалы.

Рынок до сих пор подвергается жесткой цензуре, а эфир разделен между белорусскими вещателями и рядом адаптированных версий федеральных российских вещателей. Год назад мы уже сообщали, что единственным оппозиционным каналом считался «Белсат ТВ», который с 18 июля 2008 г. доступен со спутника Astra 4A. Он вещает – причем на белорусском языке – и сейчас, несмотря на то что числится «не зарегистрированным» в стране. Согласно официальной статистике «Белсат ТВ», примерно треть населения знает о телеканале и треть из них регулярно его смотрит (простые математические расчеты дают около 10-11% населения).

Что касается сетки вещания, то белорусские каналы по-прежнему стараются обходиться собственными телевизионными программами и шоу. А сериалы производят в копродакшне с Россией, при этом снимают в Беларуси, где это финансово более выгодно.

Телеканалы и оригинальный контент

По данным Министерства информации, по состоянию на 1 июля текущего года, на территории Республики Беларусь в государственном реестре средств массовой информации зарегистрировано порядка 100 телеканалов, но лишь четыре десятка из них государственной формы собственности. Давайте рассмотрим, кто входит в Топ-10. По традиции обзора начнем с коммерческих вещателей.

«НТВ-Беларусь» – белорусский коммерческо-государственный телеканал, который является лицензированной версией канала «НТВ». При подборе форматов старается максимально придерживаться концепции телеканала «НТВ», что неудивительно, так как 90% канала принадлежит каналу «НТВ», то есть контролируемому российским государством холдингу «Газпром-медиа». Впрочем, на канале есть и несколько собственных оригинальных программ, например, проекты «Дело вкуса», ЧП.BY (аналог российского «ЧП») и «Врачебные тайны плюс».

Кто популярнее?

Изучением аудитории ТВ на территории Беларуси до сих пор занимаются разные организации, проводящие исследования на разных выборках, данные о контактах с аудиторией непрозрачны, поскольку их предоставляют рекламодателям сами продавцы данных медиа. С 2014 года в стране действуют соглашения, согласно которым представители телеканалов обеспечивают измерителю финансовую гарантию на часть суммы, необходимой для проведения исследований. Оставшуюся часть измеритель привлекает самостоятельно (в основном за счет реализации данных рекламным агентствам). Но интересы остальных игроков, например рекламных агентств, не учитываются. Проще говоря, ситуация неоднозначная, и можно лишь в некоей мере опираться на данные независимых друг от друга компаний.

Самым популярным контентом среди программ национальных телеканалов являются новостные передачи, художественные фильмы, а также развлекательные программы. Среди менее популярного телевизионного контента следует отметить информационно-аналитические и спортивные передачи, культурно-образовательные и документальные фильмы.

Пакет must-carry и кабельное ТВ

17 июня 2015 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 505 было утверждено Положение о порядке распространения телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет телепрограмм. С тех пор он не изменялся.

Эфирной трансляцией общедоступного пакета занималось унитарное предприятие «Белорусский радиотелевизионный передающий центр» в цифровом формате. Но с 3 октября 2016 г. оно было реорганизовано и присоединено к Республиканскому унитарному предприятию электросвязи «Белтелеком». Список каналов, как уже сказано выше, остался прежним. В него входят: «Беларусь 1», «Общенациональное телевидение», «Столичное телевидение» (СТВ), «Мир», «РТР-Беларусь», «НТВ-Беларусь», «Беларусь 2», «Беларусь 3» и «Беларусь 5».

DTT и платное ТВ

На данный момент в Беларуси эфирное цифровое телевидение вещает в стандартах DVB-T и DVB-T2 в кодировке MPEG-4. В передающей сети наземного цифрового телевизионного вещания «Белтелеком» работает 284 передатчиков, организовано 3 слоя покрытия наземным цифровым телевидением с охватом населения: 1-й мультиплекс – 99,45%; 2-й мультиплекс – 95,11%; 3-й мультиплекс – 93,63%. Для коммерческого наземного цифрового телевизионного вещания (2-й и 3-й мультиплексы) используется стандарт DVB-T2, в качестве системы условного доступа выбрана система Verimatrix. При этом предусмотрено полное использование существующей системы DVB-T, что позволяет осуществлять бесплатный просмотр обязательного общедоступного пакета телевизионных программ при использовании цифровой приставки стандарта DVB-T2.

Рекламный рынок

Со времени кризисного для белорусского телевидения 2011 года телевизионный рекламный рынок развивался и демонстрировал рост. Затем в 2015 г. экономически нестабильная ситуация в стране привела к падению рынка на 38% – с $62,4 млн до $38,5 млн (согласно данным компании Vondel Media) при общем снижении объема медиарынка Беларуси на 33% по сравнению с прошлым годом – с $116 млн до $78 млн. В 2016 г. спад продолжился, но оказался менее значительным, нежели ожидалось – рекламный рынок сократился всего на $1 млн. И наконец, в 2017 г. рынок расширился до $91 млн. Это, очевидно, не $100 млн, как прогнозировали в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, но уже хорошая основа для положительной тенденции. В 2018 г. также ожидается рост.

Вместо послесловия

После двух лет кризиса на рекламном рынке Беларуси наблюдалось восстановление (если о таком можно говорить с точки зрения результатов лишь одного года). Национальная валюта продолжает укрепляться, но все расчеты рынка производятся в долларах США, поэтому любые колебания в финансовой сфере наносят урон. Впрочем, прогноз направлен на дальнейший рост рынка.

Также в Беларуси до сих пор не появился единый дистрибутор кабельных каналов, спекуляции относительно которого продолжаются еще с 2015 г. Надеемся, он так и не будет сформирован государством, иначе последствия в сегменте кабельного ТВ будут весьма печальными.

Полный текст статьи можно прочитать, оформив подписку на издание Content Report. 

ТОП-новости № 13

«КОРОЛЬ ДЕСЕРТОВ»

Украинский телеканал «1+1» приступил к работе над съемками масштабного кулинарного реалити-шоу «Король десертов». Производством проекта занимается компания Final cut media

«ИДЕЯ НА МИЛЛИОН 2»

Российский телеканал «НТВ» завершил кастинги на участие во втором сезоне интеллектуального шоу «Идея на миллион». Программа создается при поддержке «Внешэкономбанка». Премьера состоится осенью 2018 года. 

«СТАТЬЯ НА ДВОИХ» 

Казахстанская кинокомпания Alatau Film завершает работу над производством художественной комедии «Статья на двоих». Съемки картины прошли осенью 2016 года. Премьера состоится 30 августа 2018 года. 

«ЗАХАР БЕРКУТ» 

Украинская кинокомпания Kinorob совместно с кинокомпанией Cinema day приступила к съемкам полнометражной исторической драмы «Захар Беркут», по мотивам одноименной повести Ивана Франко. 

MK-DISTRIBUTION 

Украинский дистрибутор ТВ-контента MK-Distribution анонсировал начало партнерства с Discovery Networks (его азиатско-тихоокеанским подразделением). 

 

Также читайте в № 13

  • Российский детский телеканал «О!» приобрел у базирующейся в Лондоне компании Acamar Films права на детский анимационный сериал «Кролик Бинг» (Bing). 
  • Российская компания «Централ партнершип» заключила с компанией AGC International (дистрибуционное отделение AGC Studios) предварительную сделку о покупке прав на военную драму Роланда Эммериха «Мидуэй» 
  • Программный директор украинской компании OLL.TV Юрий Романец объявил о своей отставке.
  • Российская кинокомпания Art pictures завершила работу над съемками художественной комедии «Не мое собачье дело»
  • Украинская кинокомпания «Прототип Продакшн» и FILM.UA Group работают над съемками художественной комедии «Безумная свадьба» 
  • Российская кинокомпания «кинофорум» совместно с китайской кинокомпанией Sanya Hedi приступила к работе над съемками художественной драмы «Песня лингшуи» 

 

Content Report

Регулярное информационно-аналитическое электронное издание о производстве и дистрибуции аудиовизуального контента в Украине, России и странах СНГ. Полный обзор процессов на рынке за две недели. Аналитические материалы, актуальные интервью. Распространяется в электронном виде два раза в месяц.

 

Content Report № 13 (13 июня - 27 июня 2018 г.).

Подписаться на издание