Рус EN

Реалии телевизионного рынка Украины

10 сентября 2018, 19:02
Реалии телевизионного рынка Украины

С начала текущего месяца на большей части территории Украины (почему не во всей – речь пойдет ниже) отключен аналоговый телевизионный сигнал и осуществлен переход на DTT. Не будем говорить, что он прошел гладко. Однако в любом случае на ТВ-рынке страны произойдет – процесс уже запущен – перераспределение с точки зрения пользования платформ. Кроме того, процесс этот будет дополнительно стимулирован, когда крупнейшие украинские медиагруппы – «1+1 Медиа», «Медиа Группа Украина», Inter Group и StarLightMedia – закодируют сигнал развлекательных каналов на спутнике. Поэтому в статье данного номера мы решили рассказать о том, какой была ситуация на ТВ-рынке до перехода на цифру, сколько было абонентов у той или иной платформы, и каковы прогнозы дальнейшего развития событий.

И начнем, пожалуй, с аналогового ТВ.

Эфирное ТВ и DTT

Как и многие другие страны, Украина подписала региональное соглашение «Женева-2006» о переходе с аналогового наземного телевещания на цифровое. Но полный переход на цифровой сигнал многократно откладывался – изначально планировалось, что Украина перейдет на DTT еще в июне 2015 г.

И вот, наконец, с 31 июля 2018 г. в стране начали отключать аналоговое телевидение, а 31 августа аналоговое телевизионное вещание прекратилось на территории всей Украины, за исключением приграничной территории с особым режимом: в зоне возле границы, куда проникает сигнал из России.

Как видно из таблицы, год назад параллельно с другими типами приема телесигнала аналоговым пользовались 40,9% телевизионных домохозяйств. С того момента процент сократился и, согласно последней информации, по данным другого исследования ИТК, в апреле 2018 г. около 17,1% всех домохозяйств Украины смотрели телевизор, принимая исключительно аналоговый сигнал (для сравнения в 1-ом кв. 2016 г. таких было 31%). Но вместе с другими типами приема показатель все равно был очень высоким.

Стоит учитывать, что по данным того же ИТК, всего в стране насчитывается около 14,399 млн домохозяйств и, получается, аналогом, как единственной платформой, пользовались около 2,46 млн домохозяйств.

С переходом на цифру большая часть потребителей аналогового может перейти на спутниковое ТВ и уйти «в тень», потому как далеко не все оборудование и услуги легальны. Почему не кабель или интернет? Ответ прост – в основном аналоговым ТВ пользовались жители сел и других населенных пунктов, удаленных от крупных городов с кабельной инфраструктурой – это видно даже из таблицы по показателям городов менее 50 тыс. 

Кабель туда вести слишком затратно и не выгодно, в результате чего отпадает вариант подключения как к самому кабельному ТВ, так и IPTV, и ОТТ, поскольку для последних нужен стабильный высокоскоростной интернет. И, очевидно, фиксированный.

Спутниковое ТВ

Ввиду того что украинские медиагруппы хотят закодировать развлекательные каналы, а зрители, очевидно, более активно смотрят их, нежели новостные, возникает вопрос: сколько домохозяйств перейдут с аналога на спутник? 

Вопрос весьма риторический, поскольку тем, кто уже пользуются DTH, включая популярные тарелки типа так называемого «Горыныча», кодировка не страшна – к сожалению, на спутнике не регулируется прием зарубежных каналов, отчего легко можно включить российские с довольно качественным контентом. Всего в пакете спутникового ТВ может быть 100, 300 и даже более каналов. Проще говоря, есть что посмотреть.

Не представляет проблемы это и для тех, кто ранее пользовался аналоговым и рассматривает как альтернативу DTH. Разве что если пользователям так нравятся украинские развлекательные каналы, то они смогут посмотреть их онлайн.

Что касается количества абонентов спутникового ТВ, то по состоянию на 1 января 2017 г. их было около 470,8 тыс. домохозяйств, что в пять раз превышало показатель 2016 года. И это только официальные данные, тогда как аналитики оперируют цифрой примерно в 4,5 млн домохозяйств. Их может быть и больше, поскольку в основной массе это нелегальные, «серые» тарелки и нелегальные услуги, неофициальные Viasat или Xtra TV.

А есть ли телевизор?

Отдельно стоит обратить внимание на то, что телевизор есть примерно у 92,4%, или 13,307 млн от всех домохозяйств в Украине (по данным ИТК). Из оставшихся 7,6% около 38% используют вместо ТВ интернет, а еще 24,7% попросту не видят необходимости в телевизоре. 

Кабельное ТВ

По данным Государственной службы статистики, по состоянию на конец 1-го кв. 2018 года в стране насчитывалось порядка 2,2 млн домохозяйств с подключением к кабельному ТВ. Однако это свидетельствует о незначительном, но все-таки спаде на 4,1% по сравнению с предыдущим кварталом.

При этом по состоянию на 1 января 2017 г. их количество составляло чуть более 2,93 млн. То есть все говорит о нисходящей тенденции и лишь подтверждает прогноз относительно того, что люди, потерявшие «аналог», начнут переходить на кабель.

Прогноз по аналогу

Исходя из того что проникновение «кабеля» падает и его просто крайне маловероятно станут «тянуть» туда, где раньше принимался исключительно аналоговый эфирный сигнал, можно предположить, что от его отключения выиграют, собственно, DTT, а также спутниковое ТВ. И если согласно европейской конвенции DTT нельзя кодировать полностью (потенциал дохода ограничен), то в сфере спутникового ТВ заставить абонентов платить тоже кажется невыполнимой задачей. По крайней мере пока.

Деньги на рынке не появляются из ниоткуда и не исчезают бесследно – они вечно в круговороте и постоянно меняют владельца. Другой вопрос – в чей карман они пойдут, если жители Украины массово станут выбирать спутниковое ТВ?

Полный текст статьи можно прочитать, оформив подписку на издание Content Report. 

 

ТОП-новости № 18

MUST SEE MOVIE 

Украинская дистрибуционная компания Must See Movie при- обрела кинотеатральные права на французскую драму «Нас не догонят» (Joueurs) и итальянскую комедию «Закону тут не место» (l’ora legale). 

RUSSIAN WORLD VISION 

Российская картина «Про любовь. Только для взрослых» вскоре будет доступна через сервис HBO Europe. За меж- дународную дистрибуцию картины ответственна компания Russian World Vision. 

СТС 

Российский сериал «выжить после» (международное назва- ние The Day After) производства российской компании «Арт Пикчерз Вижн», выходивший в эфире телеканала СТС, при- обретен японским видеосервисом Hulu Japan. 

«ИНТЕР» 

Руководителем редакции спортивных программ украинского телеканала «Интер» назначенРоман кадемин

NIKON D3500 - НОВАЯ ЗЕРКАЛЬНАЯ КАМЕРА НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ

Компания Nikon представила новую зеркальную камеру D3500. Она относится к начальному уровню и приходит на смену модели D3400, поступившей в продажу два года назад.

 

Также читайте в № 18

  • Российская кинокомпания Epic media приступила к работе над съемками 12-серийного детектива «Воскресенский»
  • Украинский режиссер бата Недич приступил к работе над съемками 12-серийной драмы «Одессея»
  • Украинская продакшен компанияRunGo studio приступила к работе над съемками четвертого сезона многосерийного детектива «Опер по вызову» 
  • Группа компаний Star Medіa работает над съемками 8-серийного детектива «Принцип удовольствия»
  • Казахстанский телеканал Kazakh tV приступил к работе над съемками международного экстремального реалити-шоу The Nomads 
  • Казахстанская компания Astana Film Fund завершила работу над съемками полнометражной комедии «Аул Кэмп» 

 

Content Report

Регулярное информационно-аналитическое электронное издание о производстве и дистрибуции аудиовизуального контента в Украине, России и странах СНГ. Полный обзор процессов на рынке за две недели. Аналитические материалы, актуальные интервью. Распространяется в электронном виде два раза в месяц

Content Report № 18 (23 августа - 6 сентября 2018 г.).

Подписаться на издание