Рус EN

Украина в копродукции. Игровой полный метр

5 ноября 2018, 14:20
Украина в копродукции. Игровой полный метр

Совсем скоро, в декабре, исполнится девять лет с тех пор, как действие Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве получило распространение на Украину. Страна подписала ее еще в далеком 2004-м, а ратифицировала лишь в марте 2009 г. Все как-то тянулось да затягивалось.

Однако не секрет, что после событий конца 2013 года, а также последовавших запретов на показ значительной части российского телевизионного и киноконтента, украинские продюсеры столкнулись с проблемой того, что так или иначе – блокирован основной копродюсер. А кроме того, наблюдается отток дохода и прибыли, ведь многие российские продакшны направляли съемочные группы в Украину, где снимать было дешевле, а заодно и получали многие услуги взамен на право бесплатного или почти бесплатного показа в эфире украинских каналов.

И хотя российско-украинская копродукция не исчезла полностью – некоторые компании по-прежнему сотрудничают, но «по-тихому», чтобы не привлекать особого внимания, зато другие делают это настолько нагло и открыто, что в конце концов просто ставят регуляторные органы перед фактом, мол, «либо так, либо никак». И находят какой-нибудь компромисс. Но будем откровенны – их единицы.

В результате украинские продюсеры в целом оказались перед выбором: снимать как можно дешевле за счет потери качества (в то время когда зритель им разбалован), или же искать сопродюсеров за рубежом, но уже не в России. Именно о результатах и наработках сотрудничества в данном сегменте мы и хотим рассказать в этой статье.

Истоки и ранние достижения

Для начала стоит обратить внимание на то, что – как мы уже писали несколько лет назад (а ситуация не изменилась) – саматрактовка понятия «совместное производство» на разных этапах развития киноиндустрии частично

изменялась, и порой сложно проследить, являлись ли украинские компании в том или ином проекте партнерами или предоставляли услуги как субподрядчики. Так, например, в соседней Беларуси во многих отчетах местных чиновников от культуры проекты, для которых использовались производственные мощности киностудии «Беларусьфильм», до сих пор называют картинами «национального производства», хотя, очевидно, это не всегда так.

Поэтому в представленной статье под словосочетанием «международная копродукция» имеется в виду сотрудничество, выходящее за рамки совместного производства со странами СНГ, за исключением России. 

Так, в числе первых крупных успехов на поприще копродукции стоит упомянуть военную драму «9 рота» (Россия, Украина, Финляндия, 2005 г.). На момент выхода фильма в украинский прокат кассовые сборы украинских кинотеатров включались в валовую кассу по всем территориям СНГ (порядка $23,91 млн), поэтому определить их объем и количество проданных билетов на данный момент не представляется возможным. Но фильм стал, как это популярно заявлять, блокбастером.

Были и чрезвычайно успешные романтические комедии, совместные с украинской студией «Квартал-95» кинофраншизы «Любовь в большом городе» и «8 свиданий».

Последние успехи и перераспределение рынка

В данном случае под успехами редакция подразумевает в целом создание и релиз фильма как такового. Это как нельзя лучше свидетельствует о том, что соглашения были подписаны на всех уровнях, состоялись переговоры о финансировании каждой стороной своей доли, достигнута договоренность о дистрибуции, подборе актеров и членов съемочной группы и т.д. Фильм был создан! А значит, соглашения выполнены, и создатели ленты получили полезный опыт, которым могут похвалиться не столь многие люди в Украине. По крайней мере, пока.

Так что о бюджете и окупаемости проката здесь речь не идет. Мы говорим о количественном выражении.

Международные договоренности

В 2011 г. двустороннее соглашение о совместном производстве фильмов было подписано между Украиной и Францией и вступило в силу в мае 2012 г. В 2013 году Украина подписала соглашение о сотрудничестве в сфере кинематографии с Королевством Марокко, а в декабре 2015 г. аналогичное соглашение было подписано между Украиной и Израилем. Впрочем, оба до сих пор не ратифицированы.

В сентябре текущего года представители Китая и Украины в ходе 7-го Международного форума KYIV MEDIA WEEK подписали рамочный договор о сотрудничестве в области распространения и производства кино и телевизионных передач. И в рамках того же медиарынка украинская группа компаний FILM.UA и Korea Radio Promotion Association (RAPA) подписали меморандум о сотрудничестве, обмене опытом и технологиями в производстве контента между Украиной и Южной Кореей.

Послесловие

Как видно из таблицы, совместные с Россией проекты остаются, но их становится все меньше на фоне копродукций с другими странами. Часто «мелькает» Франция и Германия, периодически – Великобритания и Литва. Есть куда двигаться, и не обязательно до самой Канады (ведь есть еще и Китай с его многомиллиардным рынком).

Кроме того, отдельные долгосрочные соглашения между производственными компаниями разных стран могут оказать больший положительный эффект, нежели меморандумы на государственном уровне. Как говорится, время покажет.

Полный текст статьи можно прочитать, оформив подписку на издание Content Report. 

 

ТОП-новости № 22

«ШКОЛА. ВЫПУСКНОЙ 3» 

Украинская продакшн-компания 1+1 production приступила к работе над съемками 3-го сезона многосерийной мелодрамы«Школа. Выпускной 3». Премьера ленты состоится в начале 2019 года на телеканале«1+1»

«С ВОЛКАМИ ЖИТЬ» 

Украинская продакшн-компания Artforms production по заказу телеканала «СТБ» приступила к работе над съемками 8-серийной драмы «С волками жить». Съемки стартовали в Киеве. Премьера картины состоится весной 2019 года в эфире канала. 

«ЧУЖИЕ ГРЕХИ» 

Казахстанская продакшн-компания Bas production завершила работу над съемками многосерийной драмы «Чужие грехи». Проект находится в монтажно-тонировочном периоде. Съемки прошли в Алматы. Премьера картины состоится 29 ноября на казахстанском телеканале «НТК»

«ПОЛЯРНЫЙ 17» 

Российский киноконцерн «Мосфильм»завершил работу над съемками 16-серийной криминальной комедии «Полярный 17». Проект находится в монтажно-тонировочном периоде. Премьера картины состоится в конце 2018 года на российском телеканале «ТНТ»

«ГДЕ ЛОГИКА? 8» 

Российский телеканал «ТНТ» работает над созданием 8-го сезона юмористического шоу «Где логика?». Премьера проекта в эфире канала запланирована на 2019 год. 

  

Также читайте в № 22

  • Российский телеканал TLC работает над созданием нового проекта«Мама-медиум». Премьера проекта в эфире канала запланирована на январь 2019 года. 
  • Украинская кинокомпания «70 мм» завершила работу над документальным фильмом «Кокуш.u.сrane » 
  • Украинская кинокомпания «Мейнстрим пикчерс» завершила работу над съемками документального фильма «История Зимнего сада» 
  • Российский режиссер Иван Дадаев приступил к работе над короткометражной комедией «Хватай момент» 
  • Российская кинокомпания Bazelevs завершила работу над съемками 7-й части новогодней франшизы «Елки последние» 
  • Российский телеканал «Карусель» приобрел у базирующейся в Италии компании Rainbow права на анимационный сериал «44 кота» (44 cats). 
  • Российская компания «Рок» продала кинотеатральные права на художественный фильм Алексея Учителя «Матильда» японской компании Synca 

 

Content Report

Регулярное информационно-аналитическое электронное издание о производстве и дистрибуции аудиовизуального контента в Украине, России и странах СНГ. Полный обзор процессов на рынке за две недели. Аналитические материалы, актуальные интервью. Распространяется в электронном виде два раза в месяц

 

Content Report № 22 (19 октября - 1 ноября 2018 г.).

Подписаться на издание