Рус EN

ТВ- и онлайн-видеорынок Беларуси

3 декабря 2018, 12:53
ТВ- и онлайн-видеорынок Беларуси

Беларусь – одна из тех стран, где степень прозрачности измерения телевизионной и интернет-аудитории по-прежнему недостаточно высокая, чтобы отслеживать мельчайшие изменения на рынке просмотра теле- и онлайн-видеоконтента. Однако все свидетельствует о том, что сегмент интернет-видео стремительно растет, а проникновение мобильных устройств лишь подливает масла в огонь.

Что, где и как смотрят белорусы? Сколько из них отказались от традиционного ТВ или смотрят видео параллельно? Какие перспективы рекламного рынка? Об этом мы и хотим рассказать в данной аналитической статье.

Немного базовой статистики

В последний раз перепись населения официально проводилась в 2009 г. В 2017 г. была проведена повторно, но исключительно в пробном режиме, для выявления недостатков учета – в обычном же режиме планируется лишь на 2019 г. Ввиду этого о реальных цифрах можно только догадываться, но мы приведем максимально близкие к истине аналитические данные.

Так, по данным Всемирного банка и базы Eurostat, в 2017 г. на территории страны проживали 9,508 млн человек. По данным «Белстата», количество домохозяйств остается на том же уровне, что и в 2009 г., примерно 3,87 млн, из которых телевизор есть у 98%. Общее количество абонентов телевизионного вещания за 2017 г. увеличилось на 190 тыс. и по состоянию на 1 января 2018 г. составило более 3,5 млн домохозяйств.

«Реальное измерение» и пока нереальное

С 1 января текущего года единым заказчиком и продавцом данных исследования по изучению телевизионной аудитории на территории Беларуси является компания «АМГ-Консалт», исследования для которой проводит компания «Реальное измерение». Последняя заменила предприятие ГЕВС.

Как и в ряде многих стран, измерение телевизионной аудитории проводится за счет пиплметров. Их не так мало, как может показаться, однако меньше, чем, например, в Украине – 800 белоруских домохозяйств (25 городов, население 4+; в 2017 г. было 500 д/х) в выборке против украинских 2840. Не говоря уже о России с показателем 5400. В результате эксперты разделились на два лагеря: одни считают, что выборку нужно увеличить, другие – что численность населения меньше, в отличие от упомянутых соседей, а потому следует оставить все без изменений.

Однако обе стороны сходятся в том, что измерения одного ТВ недостаточно для отображения полной картины потребления теле- и видеоконтента – есть же интернет! И информация эта крайне необходима как телеканалам, так и рекламодателям, и рекламным агентствам, которые должны иметь представление о реальном потенциале ТВ. Кто бы платил за такие измерения – очевидно, в первую очередь те же вещатели. Поэтому можно сказать, что данные хотя и нужны всем, но не все готовы лезть в карман еще глубже. А пока суд да дело, интернет становится все популярнее.

Рекламный рынок

Согласно последней информации в прошлом году объем рекламного рынка составил $86,2 млн. И это притом, что в 2015 г. экономически нестабильная ситуация в стране привела к падению рынка на целых 38% – с $62,4 млн в 2014 г. до $38,5 млн (данные Vondel Media). И тем не менее, несмотря на то что ситуация улучшается, показатель 2017 г. все равно оказался на $13,8 млнниже прогнозируемого Министерством антимонопольного регулирования и торговли.

Что касается 2018 г., то прогнозы снова оптимистичные: ожидается рост примерно на 20%, в результате чего рынок преодолеет черту $100 млн и, предположительно, остановится на отметке $103,5 млн. 

Итак, традиционное ТВ по-прежнему «съедает» самую большую часть дохода рынка – $38,2 млн, и с учетом упомянутого прогноза окажется более $40 млн в 2018 г. На втором месте в прошлом году был интернет – $27,2 млн, на третьем – наружная реклама с $9 млн, на четвертом радио – $8 млн, на пятом – пресса с $3,8 млн.

В целом, по данным SARMONT, в 2017 г. среди представителей аудитории 19-22 каждый день используют интернет примерно 96%, а по аудитории 15-18 лет – практически 100% (меньше 1% отмечали, что используют интернет несколько раз в неделю). Ежедневно новое поколение проводит в сети минимум 3-4 часа, и эта цифра постоянно растет, доходя до шести и более часов в день. При этом, с учетом результатов исследования Google, 68% белорусов с доступом в интернет пользуются смартфонами непосредственно во время просмотра ТВ, и 50% телезрителей в возрасте до 35 лет заходят онлайн со второго устройства. 43% владельцев смартфонов еженедельно смотрят на своих устройствах видео, в сегмент которого опять же попадает YouTube.

Популярный телеконтент

По результатам опроса в январе-апреле 2018 г., сериалы и программы (в первую очередь развлекательные) – два наиболее популярных формата ТВ. На них приходится три четверти совокупного времени, которое белорусы «проводят» у телевизора (мы намеренно закавычиваем это слово, поскольку, как уже упоминалось ранее, смотреть в то время белорусы могут как раз онлайн-видео). 

Полный текст статьи можно прочитать, оформив подписку на издание Content Report. 

 

ТОП-новости № 24

«Захват» 

Украинская студия «07 Продакшн» по заказу телеканала «Интер» приступила к работе над съемками 8-серийного детективного экшна «Захват». Съемки пройдут в Киеве, Ки- евской области и продлятся до января. Премьера картины запланирована на 2019 год. 

«таУекел» 

Казахстанская продакшн-компанияCineMart Production за- вершила работу над созданием многосерийной биографиче- ской драмы «тауекел». Проект находится на этапе постпро- дакшна. Съемки прошли Алматы и Иссыке. 

«МедФак» 

Украинская продакшн-компания«дизель студио» приступи- ла к работе над съемками 24-серийного ситкома«Медфак» по заказу «Нового канала». Съемки будут проходить в укра- инских медицинских вузах и их общежитиях. Премьера карти- ны запланирована на осень 2019 года. 

«ПУСтыНя» 

Российская продакшн-компания«гамма продакшн» завер- шила работу над съемками 4-серийного детективного боеви- ка «Пустыня». Проект находится в монтажно-тонировочном периоде. Премьера картины состоится на российском теле- канале «Нтв»

  

Также читайте в № 24

  • Казахстанский телеканал «НТК» завершил работу над созданием многосерийного детектива«Бюро». Картина производится по заказу Министерства информации и коммуникации Республики Казахстан. 
  • Казахстанский телеканал «НТК» завершил работу над вторым сезоном многосерийной приключенческой драмы «Телепорт».
  • Российская продакшн-компания «Русское» завершила работу над съемками 4-серийной мелодрамы «Большой артист»
  • Российская продакшн-компания AVK ProduCtion совместно с aKVilon Media завершили работу над съемками 2-серийного детективного триллера «Женская версия. Тайна большевистского переулка» 
  • Украинский телеканал «1+1» работает над вторым сезоном реалити-шоу «Общество на миллион. Специалисты»
  • Телеканал«Россия 1» работает над созданием нового во- кального проекта под рабочим названием «Теперь все вместе», российской версии популярного международного формата All together now
  • Украинский телеканал «СТБ» приступил к работе над новым кулинарным тревел-шоу «Блюдо чести» 

 

Content Report

Регулярное информационно-аналитическое электронное издание о производстве и дистрибуции аудиовизуального контента в Украине, России и странах СНГ. Полный обзор процессов на рынке за две недели. Аналитические материалы, актуальные интервью. Распространяется в электронном виде два раза в месяц

 

Content Report № 24 (15 ноября - 29 ноября 2018 г.).

Подписаться на издание