Рус EN

Кинематограф стран Балтии. Латвия

3 января 2019, 10:58
Кинематограф стран Балтии. Латвия

За последние 12 месяцев мы подробно рассматривали и анализировали сложившиеся ситуации на кинотеатральном рынке Украины, России, Армении, Азербайджана и Грузии. Однако накануне Нового, 2019 года хотим слегка сменить акцент с привычного нам региона и обратить внимание на рынок стран Балтии. 

Чем он примечателен? Ну, во-первых, тем, что в каждойиз стран региона есть налоговые льготы для зарубежных продюсеров – в Литве и Эстонии до 30%, а в Латвии – до 25% от производственных затрат. 

Во-вторых, картины национального производства часто становятся очень популярными в прокате, попадая в Топ-10 бокс-офиса, несмотря на обилие лент США. 

В-третьих, сложившиеся отношения между тремя странами – Эстонией, Литвойи Латвией– позволяют активно сотрудничать в сфере копродукции и выделять деньги из фондов национальных центров кино по сути друг другу, в общих интересах, оставляя лентам статус национального кино. В результате создаются картины, понятные и интересные зрителям не одного государства, а всех трех, что положительно отражается на кассовых сборах. 

И наконец, в регионе наблюдается рост бокс-офиса. 

Ввиду этого мы хотим начать цикл подробных отчетов о каждойиз этих стран, показать, чем «живет» индустрия кинопроизводства, что происходит на законодательном уровне и каков объем производства кинолент. Начнем, пожалуй, с Латвии. 

ГОСПОДДЕРЖКА 

В 2018 г. Латвия отмечает 100-ю годовщину с момента получения независимости, в результате чего за рубежом проводились различные мероприятия по привлечению внимания к киноиндустрии страны. А Национальныйцентр кино еще в 2014 г. запустил программу Latvian Films for Latvia’s Centennial по финансированию 16 полнометражных лент на данную тематику – 6 игровых, 8 документальных и двух анимационных. И хотя итоговых данных за текущийгод пока, очевидно, нет, прогнозируется рост общего количества национальных лент и их бокс-офиса. Особенно если обратить внимание, что на волне подготовки к событию уже в 2017 г. объем государственнойподдержки одного только Центра кино увеличился до €9,784 млн, что почти на €4 млн превышает показатель 2016 г. 

БОКС-ОФИС 

Общийбокс-офис за год составил 1 860 497 евро при 2 476 951 проданных билетах (1,27 из расчета на одного жителя страны). Средняя цена билета снова увеличилась, до €5,19. 

Рыночная доля локально произведенных лент от общейкассы – 7,83% (+0,45 пункта по сравнению с 2016 г.), тогда как у фильмов производства ЕС или в мажоритарнойкопродукции с однойиз стран-членов Содружества – 17,71%. Остальное – преимущественно фильмы США. 

КИНОТЕАТРАЛЬНАЯ СЕТЬ 

Что касается непосредственно потенциала кинопроката, то стоит обратить внимание, что по состоянию на конец 2017 г. на территории страны функционировали 23 кинотеатра с 61 экраном. 25 залов имеют возможность демонстрировать ленты в формате 3D. 

Важно обратить внимание, что Grandfather Is More Dangerous than the Computer был «самокатом», то есть прокатом ленты занималась непосредственно продакшн-компания, без дистрибутора. И несмотря на это, фильм установил новыйрекорд для премьерного уикенда лент в жанре комедии – свыше 13 тыс. проданных билетов. В конце концов позади остались такие блокбастеры, как «Форсаж 8» и «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки». 

В целом же в прокат вышли 267 лент зарубежного производства, что лишь на 9 меньше по сравнению с показателем 2016 года. 

ГРАНТЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ 

Судя по данным из первойтаблицы, основным органом, которыйосуществляет поддержку кинопроизводства, девелопмента и дистрибуции, является Центр кино. По традиции, как и в других странах региона, гранты распределяются на конкурснойоснове ежегодно. Однако при этом могут проводиться и отдельные тендеры для лент на различных этапах создания – о них сообщают в течение года. 

Центр кино поддерживает и международные проекты в том случае, если латвийскойстороне отводят должную роль в создании. Так, например, в 2017 г. международные копродакшны заручились поддержкойна сумму €748 тыс. Примечательно, что во всех без исключения Латвия выступает миноритарным продюсером, а сопродюсером пяти проектов выступает одна и та же Tasse Fil. 

Страна является членом программы Eurimages, поэтому в прошлом году удалось получить дополнительные средства на пять проектов в размере €557 тыс. 

 

Полный текст статьи можно прочитать, оформив подписку на издание Content Report. 

 

ТОП-новости № 26

«ВЕЛИКІ ВУЙКИ» 

Украинская продакшн-компания «1+1 Продакшн» приступила к работе над 3-м сезоном многосерийнойкомедии «Останніймоскаль», которая выйдет на телеканале «1+1» под на- званием «Великі Вуйки». 

«КРИМИНАЛЬНЫЙЖУРНАЛИСТ» 

Украинская продакшн-компания Filmstream завершила работу над съемками 16-серийнойдетективноймелодрамы «Криминальныйжурналист» 

«СЛАБАЯ СИЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА» 

Российская «Киностудия КИТ» совместно с телеканалом «Россия 1» завершили работу над съемками 8-серийнойдрамы под рабочим названием «Сильная слабая женщина» 

«ТЕНТЕК» 

Казахстанскийрежиссер Шапагат Орынбаев приступил к работе над съемками многосерийного комедии «Тентек». Проект готовится по заказу телеканала Balapan tv 

«ГОЛОС СТРАНЫ 9» 

Украинскийтелеканал «1+1» работает над девятым сезоном вокального шоу «Голос страны», адаптации международного формата The Voice. 

«НЕМНОГО РАЗВЕДЕНЫ 2» 

Российскийтелеканал «Ю» работает над вторым сезоном реалити-шоу «Немного разведены». Премьера шоу в эфире канала состоится в 2019 году. 

  

Также читайте в № 26

  • Украинская кинокомпания «Пронто Фильм» приступила к работе над созданием документальнойкартины «Сказ» 
  • Украинская кинокомпания «Статус» завершила работу над съемками документального фильма «Лицензия на преступления» 
  • Российская творческая группа детского телевидения «Олимпик ТВ» приступила к работе над съемками короткометражнойдрамы «Группа крови» 
  • Украинская кинокомпания Good Morning Film завершила работу над созданием полнометражного исторического экшна«Крути 1918» 
  • Украинская продакшн-компания «Три-я-да Продакшн» приступила к работе над историко-биографическойдрамой «В- 777. Победа над смертью» 
  • Российскийтелеканал «СТС» совместно с компанией «Базелевс» приступили к работе над сериалом «Елки», основанном на одноименной, популярнойкиносерии 
  • Казахстанскийтелеканал КТК приобрел у израильского дистрибутора Armoza Formats права на показ российского драматического сериала «Трасса смерти» 

 

Content Report

Регулярное информационно-аналитическое электронное издание о производстве и дистрибуции аудиовизуального контента в Украине, России и странах СНГ. Полный обзор процессов на рынке за две недели. Аналитические материалы, актуальные интервью. Распространяется в электронном виде два раза в месяц

 

Content Report № 26 (13 декабря - 27 декабря 2018 г.).

Подписаться на издание