Рус EN

Кинематограф Польши. Год 2018-й

11 марта 2019, 12:29
Кинематограф Польши. Год 2018-й

Равно как и страны Балтии, которые мы рассматривали в прошлых номерах Content Report, Польша относится к небольшому числу европейских государств, где в Топ кинопроката часто попадают ленты локального производства. Так случилось и в 2018 г., когда польский фильм «Клир» (Kler/The Clergy) обошел голливудские блокбастеры, а заодно и побил несколько рекордов отечественного проката. 

В стране наконец заработал законопроект о наличном возврате в размере до 30% от суммы, потраченной зарубежными продюсерами на территории Польши. А это, несомненно, повлечет за собой увеличение проектов, создаваемых в копродукции. И это притом, что Польша и так активна на рынке международного производства, и, среди прочего, в 2018 г. выступила копродюсером совместного с Украиной фильма «Гарет Джонс», весьма многообещающего в прокате. Но обо всем по порядку. 

ПРОИЗВОДСТВО 

В 2018 году в стране было произведено – или по крайней мере прошли этап производства и находятся в постпродакшне – 45 полнометражных игровых лент. И значительная часть из них заручилась поддержкой Польского киноинститута. 

Так, например, Михал Роза (Michał Rosa) завершил съемки биографической ленты о Юзефе Пилсудском, военном и государственном деятеле периода 1900-1914 гг. Производством занимается KADR Film Studio. 

Владислав Пасиковский отснял The Courier, автобиографическую военную драму о Яне Новаке-Езераньском, политическом деятеле, военном Армии Крайовой и эмиссаре правительства Польши в изгнании. Производит Warsaw Rising Museum. 

БОКС-ОФИС 

Общий бокс-офис за прошлый год составил 263 млн евро. Что же касается посещений, то общее количество проданных билетов в кино в 2018 г. достигло 59,7 млн. 

Четыре ленты локального производства вошли в Топ-10 самых кассовых. И в целом на фильмы польского производства было продано 19,8 млн билетов на сумму 58,2 млн евро или порядка 249,1 млн злотых. А это абсолютный рекорд за всю историю страны. Стоит отметить, что средняя цена билета в кино утвердилась на отметке 4,39 евро или около 18,8 злотых. 

КИНОТЕАТРАЛЬНАЯ СЕТЬ 

На территории Польши работают свыше 1 тыс. кинотеатров, из которых порядка 80% находятся под управлением крупных сетей. Лидируют Cinema City с более чем 30 мультиплексами и 380 экранами и 110 тыс. зрительских мест. Вторую строчку занимает сеть Multikino с 48 кинотеатрами и 70 тыс. мест. И наконец, на третьем месте находится оператор Helios с 42 кинотеатрами и 49 тыс. зрительских мест. 

В 2018 г. в данном сегменте наблюдались и поглощения. Базирующийся в Великобритании оператор киносетей Vue International купил сеть Polish Cinema3D и добавил к локальной сети, которая работает под брендом Multikino. Предметом сделки стали 11 кинотеатров, и это притом, что Vue планирует инвестировать еще в три польских кинотеатра с 20 экранами. 

Лидерами в сфере кинодистрибуции являются локально основанные компании: Kino Świat, SPI International Polska, NEXT FILM и Monolith Films. Прокатом артхаусного кино занимаются преимущественно компании Gutek Film и Against Gravity. Также в 2018 г. стартовала новая компания, Velvet Spoon, которая планирует прокатывать жанровое кино. 

ГРАНТЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ 

Так же, как и во многих других странах Европы, основным органом, осуществляющим поддержку кинопроизводства, девелопмента и дистрибуции, является Национальный центр кино – вышеупомянутый Польский киноинститут. Так же, как и в Латвии или Литве, о которых мы писали ранее, гранты распределяются на конкурсной основе ежегодно, но здесь также могут проводиться и отдельные тендеры для лент на различных этапах создания. 

В среднем в Польше производят порядка 45-50 лент ежегодно. При этом средний бюджет варьируется в пределах $1,4-5,4 млн. Но в 2019 г. и последующих годах ожидается, что цифра увеличится, поскольку в июне прошлого года вступил в силу долгожданный закон о наличном возврате для зарубежных продюсеров. Ставка возврата достигает 30% от суммы, потраченной на производство на территории страны. 

ПОСЛЕСЛОВИЕ 

Польша продолжает укреплять позиции на рынке международного кинопроизводства – количество копродакшнов медленно, но уверенно увеличивается, а введение налоговых льгот лишь ускорит процесс превращения страны в одну из наиболее привлекательных локаций для съемок в Европе. Кроме того, процесс дополнительно стимулирован успехом локально произведенного кино в прокате – то, что жители Польши отдают предпочтение своим картинам, а не голливудским лентам, лишь укрепляет веру зарубежных продюсеров в то, что совместные проекты будут еще более прибыльны в прокате в Польше и за ее пределами. 

 

Полный текст статьи можно прочитать, оформив подписку на издание Content Report. 

 

ТОП-новости № 5

«ГОРИЗОНТ» 

Российская продакшн-компания 1-2-3 PRODUCTION приступила к работе над созданием 8-серийной фэнтези «Горизонт». Проект находится в подготовительном периоде. Запланирован международный кастинг. Съемочные работы пройдут в Приморском крае и Московской области. 

«МЕНЯ ЗОВУТ АЙДАР» 

Казахстанская продакшн-компания BIZDINKI работает над созданием 17-серийной остросюжетной драмы«Меня зовут Айдар».Съемочные работы прошли в Алматы и Шымкенте. Премьера картины состоится в 2019 году. 

«ЗАМОК НА ПЕСКЕ» 

Украинская продакшн-компания Filmstream совместно с компаниейVileton Films завершили работу над съемками 4-серийной мелодрамы «Замок на песке». Проект находится в монтажно-тонировочном периоде. Премьера картины состоится в 2019 году на телеканале «Украина»

«ЖЕНАТИКИ» 

Украинский телеканал «СТБ» приступил к съемкам 4-серийной лирической комедии «Женатики», адаптации одноименного корейского формата. Съемочные работы пройдут в Киеве. Премьера картины запланирована в конце 2019 года в эфире канала. 

«ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ» 

Группа компаний FILM.UA Groupприступила к работе над созданием комедии «За двумя зайцами», экранизации одноименной комедийной пьесы Михаила Старицкого. Проект находится на этапе девелопмента. Старт съемок запланирован на 2020 год. 

 

Также читайте в № 5

  • Российская «Кинокомпания «22»» приступила к работе над созданием полнометражной исторической драмы «Злой город»
  • Российская кинокомпания «Мармот-фильм» завершила работу над съемками полнометражной исторической драмы «Одесса» 
  • Украинская кинокомпания «Тукан Продакшн» совместно с австрийской компанией GS Film Production завершили работу над созданием полнометражной драмы «Король Украины» 
  • Российская дистрибуционная компания Capella Film приобрела у датской компании TrustNordisk кинотеатральные права на фильм «Парк развлечений» (Swoon). 
  • Крупнейшая немецкая медиакомпания ZDF Enterprises приобрела права на дистрибуцию украинского сериала «Прятки» производства украинской студии FILM.UA за пределами Украины, России и СНГ. 
  • Российская дистрибуционная компания «Студия Ю7» добавила в свой каталог канадский анимационный сериал «Совенок Бубу и ее друзья» (Bubu and the little owls). 

 

Content Report

Регулярное информационно-аналитическое электронное издание о производстве и дистрибуции аудиовизуального контента в Украине, России и странах СНГ. Полный обзор процессов на рынке за две недели. Аналитические материалы, актуальные интервью. Распространяется в электронном виде два раза в месяц

 

Content Report № 5 (21 февраля - 7 марта 2019 г.).

Подписаться на издание