Рус EN

Рибейты на постсоветском пространстве

28 июня 2019, 16:17
Рибейты на постсоветском пространстве

С 1 января 2019 г. в Литве вступил в силу обновленный закон о кинематографии, предполагающий повышение процента наличного возврата для иностранных продюсеров с 20 до 30%. Это решение было принято в связи с вовлечением литовских производственных компаний в создание высокобюджетных проектов таких медиагигантов, как Netflix и HBO, и общим увеличением количества крупных копродукций за последние несколько лет. Таким образом, если страна и так уже начала пользоваться популярностью у иностранных продюсеров, то литовские чиновники – конечно, не без лоббирования профессиональных кругов – решили не останавливаться и укрепить позиции.

В то же время в Украине вопрос о рибейтах так пока и остается в подвешенном состоянии. Если сам закон о поддержке аудиовизуального производства в Украине, предполагающий возврат, был принят еще в марте 2017 г., то он, к сожалению, до сих пор не работает. Проект завис на этапе внесения многочисленных правок в законодательство других сфер, в том числе, собственно, налоговое. И это не позволяет Украине улучшить конкурентоспособность на рынке Восточной Европы. А ведь налоговые льготы работают в ряде стран бывшего Советского Союза, в частности, если не учитывать вышеупомянутую Литву, то в Латвии, Эстонии и Грузии. И в сегодняшнем номере Content Report мы хотим освежить информацию о том, где и как работают системы денежных возвратов продюсерам у наших соседей.

Латвия

Мы начинаем не с Литвы, а с Латвии, потому что именно она была первой страной постсоветского пространства, решившейся на эксперимент с возвратом продюсерам части потраченных ими средств. Как результат – произошел приток зарубежных фильммейкеров в киноиндустрию Латвии благодаря запуску в июле 2011 г. инициативы Рижской Думы, которая предусматривает механизм компенсации части затрат на производство фильмов, поддержанных Рижском кинофондом (Riga Film Fund). Для международных копродакшнов, как кинотак и телевизионных, художественных либо документальных, снимаемых в Латвии, Рижский Кинофонд организовывает тендер, предлагая компенсацию финансовых затрат в размере 20%, при условии, что общий бюджет картины составляет не менее €700 тыс. В первый же год действия инициативы (в 2011 г.) были подтверждены 9 проектов. Программа работает и сейчас – в 2018 г. были поддержаны 5 проектов.

Литва

Литва ввела 20% на рибейты в 2014 году, что способствовало привлечению зарубежных проектов, и, как уже упоминалось, с начала текущего года уровень возврата увеличился уже до 30%. К концу 2018 года на производство фильмов на территории страны было потрачено порядка €23,6 млн. Из них примерно €2,9 млн – уже в начале 2019 года.

В отличие от Латвии, в Литве поддержку оказывают не две структуры, а одна – национальный центр кинематографии (Lithuanian Film Centre). Претендовать на получение возврата части потраченных в Литве средств могут продюсеры художественных фильмов, телефильмов, документальных картин и анимации.

Грузия

Грузия ввела программу налогового возврата в январе 2016 г. Инициатива получила название Film in Georgia. Она предлагает базовую ставку налогового возврата от 20% до 25% затрат на территории страны, отвечающих установленным нормам (связанных с процессом производства, оплатой услуг лиц и организаций, которые зарегистрированы и платят налоги в Грузии). Кроме того, с 2015-го Грузия присоединилась к фонду Creative Europe. За это время в стране запущено несколько масштабных копродукционных документальных проектов. Благодаря внутренней программе поддержки кинопроизводства Национальный центр кино Грузии получил 2,3 млн евро на кинопроизводство. Кроме того, создан региональный Кинофонд Аджарии, который финансирует кинопроизводство в области. В целом же за государственную поддержку кинематографа в Грузии, аналогично институтам других европейских стран, несет ответственность Национальный центр кинематографии (The Georgian National Film Center, GNFC), утвержденный соответствующим «Законом о государственной поддержке национального кинопроизводства» от 5 декабря 2000 года.

Эстония

В отличие от своих ближайших соседей по региону – Латвии и Литвы – Эстония до 2016 года не имела системы финансовой мотивации для игроков аудиовизуального

рынка в виде налоговых льгот возврата средств. Однако с 2016 года в стране все же был запущен пилотный проект наличного возврата как для локальных, так и для иностранных продюсеров. Хотя бюджет инициативы на первый год работы и не являлся соизмеримым, к примеру, с аналогичным бюджетом Чехии, превышающим на тот момент €30 млн в год, все же эстонские власти смогли «на пробу» выделить €500 тыс. евро, а планку возврата сразу установили на отметке 30%.

Молдова

Программа налогового возврата начала работу 1 октября 2018 г. Она предполагает компенсацию для иностранных продюсеров в размере до 25% от производственных затрат в стране. А также дополнительные 5% в случае промотирования проектом некоего конкретного региона страны.

Украина

В самом начале уже упоминалось, что в 2017 г. Верховная Рада Украины приняла проект закона «О государственной поддержке кинематографии», который предусматривает внедрение системы рибейтов. Если в первом варианте законопроекта предполагалось предоставить иностранным продюсерам возможность вернуть до 25% квалифицированных продакшн-затрат на территории Украины, то после президентских правок данный показатель снизили до 16,6%. Впрочем, даже несмотря на то что Украина планировала внедрить на тот момент самый маленький размер рибейтов в Европе, вхождение нашей страны в группу «стран с инициативами» значило намного больше, чем конкретный размер суммы предполагаемого возмещения. Это копродукции, наработка имиджа, увеличение потенциала кинопроката и телевизионного показа за рубежом, а значит, и дополнительная монетизация, регулярно создаваемые новые рабочие места и т.д. Но пока не сложилось. Хотя, кто знает, может кабельная сеть НВО полностью снимала бы у нас ставший невероятно популярным мини-сериал «Чернобыль».

Даже при условии запуска программы налогового возврата в Украине, это был бы самый низкий показатель среди трех десятков государств, указанных в диаграмме. Но ведь лучше хоть что-то, чем совсем ничего, разве не так? Тем более что даже минимальный объем финансирования мог бы привлечь продюсеров и показать потенциал, и со временем возможно было бы «поиграть» с суммой и самим процентом отчислений – сократить или увеличить размер поддержки всегда можно.

Полный текст статьи можно прочитать, оформив подписку на издание Content Report. 

 

ТОП-новости № 14

«МАРКУС»

Украинская продакшн-компания «арТ Территория» совместно с латвийской медиакомпанией Helio Media приступили к работе над съемками 8-серийной криминальной драмы «Маркус». Проект готовится совместно с телеканалом «украина». Съемочные работы пройдут в Латвии, а также в Киеве и Киевской области. 

«УЧЕНИЦА ЧАРОДЕЯ» 

Российская компания «Гамма продакшн» приступила к работе над съемками многосерийной лирической драмы «ученица чародея»

«ВЫЖИТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ» 

Украинская компания «дизель студио» приступила к работе над съемками 20-серийной комедии «Выжить любой ценой». Сериал готовится по заказу телеканала ICTV. Съемочные работы пройдут в Киеве и Киевской области. Премьера состоится осенью 2019 года. 

«ЧАСЫ С КУКУШКОЙ» 

Украинская группа компаний FilM.Uaсовместно с телеканалом «украина»завершили работу над съемками 4-серийной мелодрамы с элементами детектива «часы с кукушкой». Проект находится в монтажно-тонировочном периоде. Съемочные работы прошли в Киеве и Киевской области. 

«НОВЕНЬКАЯ»

Украинская группа компаний FilM.Uaсовместно с «новым каналом» приступили к работе над съемками 20-серийной молодежной мелодрамы «новенькая». Премьера сериала состоится осенью 2019 года. 

 

Также читайте в № 13

  • Украинская продакшн-компания iQ Production приступила к работе над съемками 12-серийной комедии «абсолютно лживая история» 
  • Российская кинокомпания legio Felix приступила к работе над съемками 2-го сезона многосерийной комедии «Мылодрама». Премьера состоится на российском телеканале «пятница!»
  • Российская кинокомпания «Мостелефильм»завершила работу над съемками 32-серийного исторического детектива «Формула преступления»
  • Украинская продакшн-компания Mamas Film Production завершила работу над съемками 4-серийной мелодрамы «подкидыш»
  • Российский телеканал «рен ТВ» работает над новым проектом «колдуны: божий дар или яичница?». Премьера программы в эфире канала состоится 5 июля 
  • Украинская студия анимации animagradработает над анимационным фильмом «роксолана». Премьера картины запланирована на 2021 год. 

 

Content Report

Регулярное информационно-аналитическое электронное издание о производстве и дистрибуции аудиовизуального контента в Украине, России и странах СНГ. Полный обзор процессов на рынке за две недели. Аналитические материалы, актуальные интервью. Распространяется в электронном виде два раза в месяц.

 

Content Report № 13 (14 июня - 28 июня 2019 г.).

Подписаться на издание