Рус EN

Международные копродакшны: Что? Где? Когда?

3 сентября 2019, 16:59
Международные копродакшны: Что? Где? Когда?

В условиях, когда Украина, Россия и страны СНГ все чаще пытаются наладить контакты с иностранными продюсерами в сфере совместного производства, везде и всюду поднимаются вопросы о том, действительно ли это выгодно, куда подавать документы, за кем остаются права и т.д. И в статье этого номера мы решили собрать отдельные факты о международных копродакшнах и их прокатном потенциале в максимально полную картину. Что именно является международным копродакшном? Что нужно, чтобы стать сопродюсером, если работаешь в странах СНГ? Что, если не можешь претендовать на грант Eurimages? Где в дальнейшем фильм может выйти в прокат? Обо всем этом речь пойдет в статье.

Международный копродакшн и Европейская конвенция

К сожалению, случается так, что продюсеры не до конца понимают, что же такое международный копродакшн. Кажется, если ты уже предоставляешь деньги в какой-то зарубежный проект, то он автоматически становится таким. Но это не так. Дело в том, что оформляются специальные документы, которые зачастую подают в институты кино или другие регулирующие киносектор органы. Кроме того, такие фильмы часто претендуют на государственную поддержку, ввиду чего становятся потенциальными проектами на получение статусов «национальных» в нескольких странах сразу, поэтому проверяют: у кого какая доля, кому принадлежат права, кто где и на каких площадках планирует осуществлять дистрибуцию.

Копродакшны могли бы улучшить потенциал украинского рынка, но Украина до сих пор не является членом фонда Eurimages, хотя и игроки киноиндустрии, и эксперты рынка говорят о необходимости вступления уже много лет. Гранты данного фонда, а также получение украинскими лентами статуса «произведенного в Европе», помогли бы повысить визуальное качество проектов (есть качественные сюжеты, но часто не хватает средств для размаха), а также упростили дистрибуцию – в кинотеатрах и на ТВ – во всем регионе. 

Существуют два основных варианта инициировать международный копродакшн: найти сопродюсера в стране, которая может претендовать на грант Eurimages, либо воспользоваться Конвенцией Совета Европы о совместном кинопроизводстве. Конвенция обеспечивает поддержку многостороннего совместного кинопроизводства в Европе, а не только ЕС. Для получения статуса копродакшна проект должны продюсировать по крайней мере три сопродюсера, зарегистрированных на территории трех различных стран, подписавших Конвенцию. 

Также нужно пройти культурологический тест для признания проекта «международным» (ранее «европейским» по Приложению 2 и пункту 3 раздела 3 основного документа)». Для художественного фильма следует набрать минимум 16 баллов из 21-го возможного. Впрочем, могут быть исключения, если стороны договорятся между собой. Больше всего баллов можно получить за местного режиссера (4 балла) и сценариста (3 балла), а также актеров первого плана (3 балла; вычисляют по количеству съемочных дней). Может быть и анимационный проект, для такого культурологический тест другой, и минимальное количество баллов – 15 из 23-х.

Международные копродакшны в ЕС

С 2007 по 2016 год включительно в Европе было произведено свыше 18 тыс. фильмов. И с каждым годом объем производства все увеличивался: так, если в 2007 г. в регионе сняли 1444 фильма, то в 2016 г. – уже 2124 (данные Европейской Аудиовизуальной Обсерватории). Что же касается копродакшнов, то в указанный период показатель поднялся с 297 до 425, то есть примерно на 43%. Таким образом, на долю копродакшнов стабильно приходится около 20% от всех лент, создаваемых в регионе, каждый пятый фильм. Или, по данным Lumiere, в период 2010-2015 гг. среди всех игровых фильмов, произведенных в ЕС, каждый четвертый был международным копродакшном (доля 24%).

 

Посещаемость

Поскольку мы затрагиваем тему кинопроката, то было бы неправильно не рассказать о популярности копродакшнов с позиции зрителей. В данном контексте мы имеем в виду не бокс-офис, а непосредственно количество проданных билетов.

Если рассматривать 2010-2015 гг., то четыре года европейские копродакшны пользовались в мире большей популярностью, нежели европейские национальные ленты как таковые. Что вполне закономерно, если брать во внимание хотя бы прокатный потенциал, о котором говорилось выше.

Учитывая, что за данный отрезок времени на долю копродакшнов приходится всего 24,2% всех европейских лент по количеству, доля в сфере общемировой посещаемости составляет 50,3% (и 56,9% если учитывать исключительно ленты ЕС) или 262,9 млн билетов. Таким образом, копродакшны сгенерировали в два раза больше продаж билетов в кино, чем национальные ленты, не являющиеся копродакшнами.

Полный текст статьи можно прочитать, оформив подписку на издание Content Report. 

 

ТОП-новости № 17

«КУХНЯ. ВОЙНА ЗА ОТЕЛЬ» 

Российская кинокомпания «арт Пикчерс Вижн» совместно с компанией «Блэк Бокс Продашн» приступили к работе над съемками 13-серийной приключенческой комедии «Кухня. Война за отель», продолжения суперхитов «Кухня» и «Отель Элеон». 

«АЛЕКС ЛЮТЫЙ» 

Российская компания «амедиа Продакшн» завершила работу над съемками 12-серийного исторического детектива «алекс лютый».Проект готовится по заказу телеканала «нтВ». Съемочные работы прошли в Пятигорске. Премьера состоится в конце 2019 года. 

«КОМПАНЬОНКА» 

Группа компаний Star Media завершила работу над съемками 4-серийной мелодрамы «Компаньонка». Проект находится в монтажно-тонировочном периоде. Премьера состоится осенью на телеканале «украина». 

«ЧЕРНОЕ МОРЕ» 

Группа компаний Star Medіa приступила к работе над съемками 8-серийной исторической драмы с рабочим названием «черное море»

«ВОРОНИНЫ 24» 

Российская кинокомпания Sony Pictures Television приступила к работе над съемками 24-го сезона многосерийного ситкома «Воронины». 

«САГА» 

Украинская кинокомпания «три-я-да Продакшн» приступила к работе над съемками 12-серийной исторической драмы «Сага». 

 

Также читайте в № 17

  • Российская кинокомпания yellow, Black and White совместно с компанией START Studio приступили к работе над съемками 2-го сезона 8-серийного эротического триллера «Содержанки».
  • Российская продакшн-компания NRG fILM завершила работу над съемками 2-серийного телевизионного детектива «некрасивая подружка»
  • Российская студия «телеМастер»завершила работу над съемками 2-серийного детектива «Московские тайны. тринадцатое колено»
  • Украинский телеканал «интер» работает над новым ток-шоу «Полезная программа». 
  • Молдавский телеканал N4 работает над 5 сезоном творческого проекта «Сила танца. детям дорогу». 
  • Украинский «новый канал» работает над юмористическим шоу Improv Live Show. 
  • Российский телеканал «СтС» приступил к работе над новой юмористической программой «русские не смеются». На данном этапе объявлен кастинг на участие в шоу. 

 

Content Report

Регулярное информационно-аналитическое электронное издание о производстве и дистрибуции аудиовизуального контента в Украине, России и странах СНГ. Полный обзор процессов на рынке за две недели. Аналитические материалы, актуальные интервью. Распространяется в электронном виде два раза в месяц.

 

Content Report № 17 (8 августа - 22 августа 2019 г.).

Подписаться на издание