Рус EN

ТВ-рынок и господдержка: Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Молдова

26 сентября 2019, 12:19
ТВ-рынок и господдержка: Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Молдова

В сегодняшней обзорной статье мы решили пристальнее взглянуть на некоторых соседей бывшего СССР, и дать своего рода срез относительно того, какие платформы доставки ТВ пользуются наибольшей популярностью, кто лидирует на телевизионном рынке, кто владеет павильонами для съемки кино-и телеконтента, а также, каким образом осуществляется государственная поддержка сегмента кинои телепроизводства (если таковая есть). 

Страны существенно варьируются и размещены в статье по количеству населения. 

Казахстан

Население: 18,468 млн

Кол-во домохозяйств: 4,5 млн, из них телевизионных 97%

Основной платформой доставки телевизионного контента является кабельная – по данным TNS Central Asia, по состоянию на 2017 г., в стране было порядка 3,49 млн домохозяйств с возможностью принимать сигнал кабельного ТВ (то есть порядка 77% от вообще всех домохозяйств в стране). И около 47-48% пользовались именно кабельным. 

Эфирное ТВ держится на втором месте, но ввиду постепенного перехода страны на «цифру» показатель проникновения медленно, но уверенно сокращается. По последним доступным данным, это порядка 27,5% всех ТВ-домохозяйств.

На третьем и четвертом местах соответственно спутниковое и интернет-телевидение.

Телевизионный рынок

Как и в других странах постсоветского пространства, телевидение в Казахстане по-прежнему остается самым популярным средством массовой информации. При этом телевизионная индустрия не стоит на месте, а развивается, даже вопреки негативным экономическим тенденциям. Девальвация казахстанского тенге достаточно сильно «подкосила» телевизионщиков, и выживают они в настоящее время во многом благодаря государственной поддержке (как и в России, в Казахстане значительная часть общенациональных телеканалов контролируется государством).

Коммерческие же телеканалы вынуждены изворачиваться и искать пути сокращения издержек: главным образом за счет удешевления стоимости своих программных сеток (затраты на персонал пока, насколько известно, решили сильно не резать). Тем не менее, доля контента локального производства в эфире весьма высока, поскольку часто оказывается дешевле закупного (при условии нескольких повторов), и вместе с тем является достаточно привлекательным для телезрителя.

Не все так гладко прошло с переходом эфирного ТВ на «цифру». Процесс продолжается, в частности из-за сложности переоборудования сети в горной местности, ввиду чего пользователи нередко переходят на платное кабельное и спутниковое ТВ. В период 2016-2018 гг. проникновение платного телевидения увеличилось с 31% до 33,5% домохозяйств.

Павильонные мощности

«Казахфильм»

Крупнейшим с точки зрения производственных мощностей является национальная киностудия «Казахфильм». На территории кинокомпании расположены три павильона, используются два. Оба площадью 720 кв. м и высотой потолка 7 м. Каждый оборудован компьютеризированной осветительной техникой на лесах и полностью звукоизолирован.

Для обеспечения съемок третьим сторонам на «Казахфильме» в аренду предлагается огромный выбор костюмов и реквизита, игрового и специального автотранспорта, а также всевозможного съемочного и монтажного оборудования. Так, на «Казахфильме» можно арендовать более 40 разнообразных кинокамер и камкордеров. Киностудия располагает внушительным количеством другой съемочной и операторской техники (объективы, операторские тележки и краны, экспонометры и колориметры, штативы и видеопроекторы, оборудование первичной записи звука, софтбоксы и другое осветительное оборудование). Также на киностудии работают видеомонтажная аппаратная на базе Apple Мас Рго, звукомонтажная аппаратная, студия перезаписи DOLBY, студия речевого и шумового озвучания, студия цифровой цветокоррекции.

Mark II Productions

Компания Mark-II Productions является независимым казахским продакшном, ориентированным на производство корпоративного и документального видео, рекламы, телевизионного и киноконтента. Собственного павильона у продакшна нет, однако в здании, где располагается Mark II Productions, есть зал площадью 100 кв. м (высота потолка 6 м), который используется как съемочный павильон. В зале установлены конструкции для подвески разнообразных фонов.

«Казмедиа орталагы»

«Казмедиа орталагы» – телерадиокомплекс, основанный в декабре 2011 г. На территории есть аппаратно-студийный комплекс для производства телевизионных сериалов, позволяющий выстраивать целые телевизионные кварталы, улицы и дома, студии для съемок телевизионных программ и новостей, а также большая концертная студия для записи симфонических оркестров и киноконцертный комплекс, оборудованный системой синхронного перевода для проведения мероприятий международного уровня. А на 22-м этаже «Казмедиа орталагы» расположены две панорамные студии, в которых можно организовать запись программ и вести прямые эфиры, используя панорамные виды города.

Господдержка

В марте 2019 г. в стране был создан Государственный центр поддержки национального кино, который призван стимулировать кинопроизводство. До того момента поддержка оказывалась в непрямой форме – единственным получателем госсредств была вышеупомянутая киностудия «Казахфильм», которая самостоятельно распределяла средства на те или иные проекты. При этом практически все получали 100% финансирование на производство и дистрибуцию. Соответственно, количество релизов оказывалось меньшим, чем могло бы быть.

Кроме того, общественные и частные вещатели, которые являются основными заказчиками сериального контента нередко обращаются за поддержкой из государственного бюджета. И довольно часто ею заручаются, порой до $30 тыс на эпизод крупных проектов. Однако государственное финансирование влечет за собой лишение эксклюзивных прав на трансляцию проекта спустя 12 месяцев после премьеры. То есть, как только вещатель, по заказу которого был создан сериал, выпускает его в эфир, запускается обратный отсчет сроком один год, после чего абсолютно любой без исключения казахский канал может показывать этот же сериал и сколько угодно раз.

О схеме финансирования сериалов пока деталей нет, но вот в сегменте кино она изменится кардинально. Так, социально-значимые фильмы будут финансироваться в полном объеме до 100%. В первую очередь, это детские фильмы, социальное кино, анимация, дебютные картины; фильмы совместного производства будут финансироваться в пределах соглашений о производстве с зарубежными кинокомпаниями; все остальные, коммерческие фильмы, будут финансироваться частично, от 10 до 70% на условиях привлечения инвесторов и частных капиталов.

Предусмотрен и возврат затраченных государством средств. Для социально-значимых фильмов с 100%-ным финансированием это 20% с доходов от проката. Остальные получатели будут возвращать финансовые средства в объеме, соразмерном процентному соотношению финансовой поддержки. Все возвращенные средства перенаправляются назад в бюджет на господдержку.

Полный текст статьи можно прочитать, оформив подписку на издание Content Report. 

 

ТОП-новости № 18

«КОРОЛИ ПАЛАТ»
Украинская компания «1+1 продакшн» работает над многосерийной комедией «Короли палат». Проект находится в монтажно-тонировочном периоде. Премьера состоится в октябре 2019 года. 

«ДОБРОВОЛЕЦ» 

Украинская продакшн-компания «В.I.К.» приступила к работе над съемками 8-серийного приключенческого детектива «доброволец». Сериал готовится по заказу «ICTV» и производится при поддержке Украинского культурного фонда. 

«АУЫЛДАСТАР 4» 

Казахстанская кинокомпания Bas production завершила работу над съемками 4-го сезона многосерийной комедии «ауылдастар». Съемки прошли в Алматинской области. Премьера состоится на казахстанском телеканале «НтК». 

«СТАРАЯ ГВАРДИЯ 2,3» 

Российская «Студия телемастер» приступила к работе над съемками 2-го и 3-го сезонов 8-серийной детективной мелодрамы «Старая гвардия». Второй сезон снимается под названием «Прощальная вечеринка», а третий – «Огненный след». 

 

Также читайте в № 18

  • Казахстанская телекомпания «Хабар» работает над съемками 12-серийной военной драмы «Степные ястребы». 
  • Российская киностудия «Кит» приступила к работе над съемками 8-серийной детективной мелодрамы «Курорт цвета хаки». 
  • Российская компания «Нон-Стоп продакшн» завершила работу над съемками 3-го сезона 20-серийной медицинской мелодрамы «доктор рихтер»
  • Группа компаний star media приступила к работе над съемками 16-серийного детектива «мавки». 
  • Группа компаний star media завершила работу над съемками 4-серийной мелодрамы «Скажи только слово»
  • Казахстанская кинокомпания shine production завершила работу над съемками многосерийной музыкальной драмы «рауза»

 

Content Report

Регулярное информационно-аналитическое электронное издание о производстве и дистрибуции аудиовизуального контента в Украине, России и странах СНГ. Полный обзор процессов на рынке за две недели. Аналитические материалы, актуальные интервью. Распространяется в электронном виде два раза в месяц.

Content Report № 18 (22 августа - 5 сентября 2019 г.).

Подписаться на издание