Рус EN

MRM на Берлинале: копродашкн, контент-тренды и подготовка к KMW 2019

28 февраля 2019, 11:30
MRM на Берлинале: копродашкн, контент-тренды и подготовка к KMW 2019

Найти международных партнеров для украинских проектов, отследить самые актуальные тенденции в производстве и дистрибуции видеоконтента, а также пополнить пул спикеров осеннего киевского медиафорума интересными персонами – такие задачи компания MRM ставила перед собой на Берлинале. И – довольна результатами. 

 

«На берлинском Co-Production Market – крупнейшем рынке контента, который ежегодно собирает около 600 продюсеров из разных стран, – мы встречались с потенциальными партнерами для наших клиентов, – рассказывает руководитель направления по развитию международного ко-продакшна MRM Любовь Крохмальная. – Там мы презентовали украинские художественные полнометражные фильмы, которые сейчас находятся на этапе концепции, разработки сценария, и увидели большую заинтересованность со стороны европейских коллег». 

Более того: украинские проекты также были представлены в рамках Trans Atlantic Partners (TAP) – международной программы по налаживанию партнерских связей между киноиндустриями Европы, Канады и США, – где также не остались незамеченными. 

Заметный рост интереса к копродукционному участию в украинских проектах Любовь объясняет важными изменениями, которые за последний год произошли в нашей стране в области финансирования кинопроизводства. 

«Сейчас в Украине стало намного проще подаваться на финансирование постпродакшна копродукционных проектов. И эта опция оказалась очень востребована зарубежными партнерами, – рассказывает она. – Допустим, к нам приходит потенциальный партнер из Европы с фильмом, который как-то связан с Украиной, – или тематически, или готовностью к тому, чтобы пригласить украинских актеров или режиссера. Проекту не хватает, к примеру, $100 тыс. на постпродакшн. И теперь мы готовы зайти в этот проект не только со своими личными средствами, но и с тем финансированием, которое можем получить на эти цели от украинских фондов. Сейчас, когда у нас в стране есть две организации со схожими функциями, – возможностей стало больше. И это очень важно для развития направления копродукции: узнав, что у нас появилось несколько источников финансирования, а схемы работы с ними стали проще и прозрачнее, иностранные партнеры проявляют большую активность». 

По словам Крохмальной, еще одним важным моментом в этом контексте станет готовящееся в 2019 году подписание договора о копродукции между Украиной и Канадой. Несмотря на объективные сложности (в частности, малое количество съемочных дней, обусловленное климатическими особенностями), Канада, благодаря своей развитой системе tax credit и tax shelter, – потенциально интересный копродакшн-партнер, сотрудничество с которым MRM также в перспективе рассматривает для своих клиентов. 

Ukraine Is Your Destination

Под таким слоганом работал в этом году на Берлинале Украинский национальный стенд. Компания MRM принимала активное участие в его подготовке: в частности, предоставляя аналитическую информацию для информационных материалов и презентаций украинских проектов. 

Украинский стенд посетило около 1 тыс. гостей – профессионалов киноиндустрии. «В большинстве своем, это – продюсеры и представители продакшн-компаний. Также – режиссеры с конкретными проектами, локейшн-менеджеры. А еще – дистрибуторы, которые искали контент для своих территорий для разных площадок: кинотеатров, SVOD-платформ», – рассказывает о посетителях стенда менеджер проектов MRM Анна Волкова.   

По ее словам, самые актуальные вопросы, интересовавшие гостей, – это то, какие возможности у нас есть на государственном уровне для иностранных продюсеров, которые приезжают снимать в Украину. Также – информация о локациях. И – запрос о консультациях по поводу поиска партнеров на украинском рынке для зарубежных проектов. «Очень быстро разошелся весь тираж подготовленного нами продакшн-гайда – каталога компаний на украинском рынке – с указанием их контактов и специализации», – подчеркивает Волкова.   

Еще одна категория гостей стенда – отборщики фестивалей. Они, как и дистрибуторы, больше всего интересовались каталогом украинских фильмов. 

«Что касается покупки готового контента, то, например, часто спрашивали об анимации. А также – о нишевом контенте, – продолжает Волкова. – Это – не подтвержденный конкретными цифрами тренд, но скорее личное наблюдение: сложилось впечатление, что зарубежных дистрибуторов сейчас скорее интересуют не большие проекты, а что-то локальное для VOD-платформ с какой-то очень узкой специализацией. Например: национальное кино – причем на языке оригинала». 

 

Неожиданно большой интерес к украинскому контенту на Берлинале проявили большие дистрибуторские компании из Китая. 

«Состоянием на сейчас в КНР насчитывается свыше 60 тыс. экранов: фактически – небольшой город можно из них построить. Плюс – есть множество онлайн-платформ. И на фоне всего этого закономерно растет спрос на разнообразие контента,– объясняет менеджер международных проектов MRM Алла Преловская. – Китай заинтересован в контенте высокого качества и разнообразном по содержанию: авторское кино, детское, анимация. Но из-за цензуры довольно сложно зайти на этот рынок». 

Но сложно – не значит невозможно: напомним, что в январе этого года украинская анимация «Викрадена принцеса» стала первым украинским фильмом, который вышел в Китае в широкий прокат, – сразу на 4,5 тыс. экранов. Это, а также тот факт, что уже несколько лет подряд делегация КНР является одной из наиболее массовых на KYIV MEDIA WEEK, несомненно говорит о наличии интереса к Украине со стороны китайских партнеров: интереса, который компания MRM однозначно учитывает при работе со своими проектами. 

Индийский блокчейн, скандинавский нуар и видение Netflix 

Берлинале – это не только кинофестиваль, рынок контента и место встречи потенциальных бизнес-партнеров. Это еще и уникальная возможность для знакомства с самыми актуальными трендами в финансировании, производстве и дистрибуции контента. 

«Отличительная черта нынешнего Берлинале – в разных дискуссионных панелях очень активно участвовали финансовые аналитики, – делится наблюдениями Любовь Крохмальная. – Их было много и на Co-Production Market, и на Horizon – форуме по инновациям. Много рассказывали о правильном бюджетировании проектов. Раньше просто говорили о том, что есть фонды, есть soft money – идите и подавайтесь. Сейчас же стало больше конкретики: информации о национальных, локальных, наднациональных международных фондах, о том, как с ними работать». 

Основными темами инновационной секции Берлинале Horizon были VR-технологии, использование искусственного интеллекта при производстве контента (в частности – для бюджетирования и написания сценариев), специфика кросс-медийных платформ, а также – высокие технологии в контексте дистрибуции. Отдельное внимание уделили теме блокчейна как технологии для дистрибуции контента, подчеркивая, что это – возможность сбора данных, гарантия прозрачности и надежность.. В качестве примера приводили подобные европейские проекты, которые сейчас развиваются, а также – уже полноценно работающую индийскую платформу. 

Также на Берлинале – в частности, в рамках дискуссионных панелей Drama Series Days – много говорили о новых тенденциях в дистрибуции контента. «Дистрибуция меняется. Сегодня дистрибутор – уже зачастую еще и партнер по созданию контента: финансовый и креативный», – рассказывает Алла Преловская. Эти перемены обуславливаются тем, что порой дистрибуторы лучше производителей знают потребности международного рынка и актуальные запросы аудитории. 

Также на Drama Series Days была большая дискуссионная панель Netflix. Представители платформы, занимающейся как дистрибуцией, так и производством контента, отметили, что наиболее интересные жанры для них сейчас – это Sci-fi и young adults. «Говоря о проектах, которые они готовы купить, или присоединится в копродакшне, эксперты Netflix всячески подчеркивали важность авторов: «За вашей подачей должны стоять идея, видение и талант», – цитирует Преловская. – Кроме того, очевидно, что они сами очень активно рисерчат: знают, что где выходит, что где выигрывает, следят за новыми талантами, работающими в разных форматах, – от короткого метра до мини-сериалов. То есть – чтобы Netflix обратил на тебя внимание, важно иметь уже какой-то подтвержденный опыт». 

Что касается тематических трендов в производстве контента, то по итогам Берлинале в области художественного коммерческого кино представители MRM отмечают возросший интерес к фильмам в жанре хоррор, а актуальные темы для документальных проектов – это инклюзивность, проблема насилия над женщинами, истории жизни знаменитых людей: политиков, гражданских активистов. 

В области сериалов также по-прежнему востребованы детективы и сложные психологические истории. «В целом на Берлинале—2019 страной в фокусе была Норвегия. Ее было много везде – в том числе, на секции Drama Series Days, – рассказывает Преловская. – Хотя еще в прошлом году на Берлинале звучало, что Скандинавия сама уже подустала от своего нуара, но нынешний год показал, что это направление все еще в тренде и по-прежнему востребовано. Этот жанр активно потребляют и перенимают – в частности, в Германии».  

Первопроходец «Гарет Джонс» 

Безусловно, главным успехом Украины на нынешнем Берлинале можно считать факт включения в основной конкурс одного из престижнейших мировых кинофестивалей фильма Агнешки Холланд «Гарет Джонс» – проекта совместного производства Украины, Польши и Великобритании, к разработке и представлению которого на международных копродакшн-ивентах компания MRM имела определенное отношение. 

«Данный проект – это несколько лет переговоров, несколько лет усилий, как со стороны продюсеров проекта, так и всей индустрии, чтобы показать зарубежным коллегам, что Украина – надежный партнер. И эти усилия целиком и полностью оправдались. Попасть в основной конкурс Берлинале – это большой успех. И можно с полным правом сказать, что кейс «Гарета Джонса» сыграл нам – всей украинской киноиндустрии – в плюс в контексте всех копродакшн-инициатив. Показал, что с нами можно – и нужно – иметь дело», – подчеркивает генеральный директор MRM Виктория Ярмощук.  

Хочется верить, что с годами таких успешных кейсов будет все больше и больше. И со своей стороны компания MRM приложит для этого все усилия – как в рамках своего копродакшн-направления, так и как организатор крупнейшего украинского медиафорума, который знакомит украинскую киноиндустрию с актуальными мировыми тенденциями и способствует налаживанию бизнес-связей с зарубежными партнерами. 

«На Берлинале представители MRM получили продуктивную обратную связь от потенциальных партнеров для наших клиентов, познакомились со множеством успешных зарубежных кейсов из разных сфер аудиовизуальной индустрии, изучили новые аспекты актуальных мировых трендов, – резюмирует Виктория Ярмощук. – А еще – нашли несколько очень интересных спикеров, которых мы в сентябре рады будем представить в Киеве на KYIV MEDIA WEEK 2019».